«Левша»: Крестный путь Эминема ***
Спортивная драма «Левша» выйдет в российский прокат 30 июля 2015 года. Режиссер: Антуан Фукуа. В ролях: Джейк Джилленхол, Рэйчел МакАдамс, Наоми Харрис и другие.
Боксер Билли Хоуп носит прозвище «Чемпион». Несмотря на то, что за плечами несколько внушительных побед, его техника ведения боя далека от совершенства. Хоуп чрезмерно горяч, так что противник обычно без труда выводит его из себя. К тому же любой бой с участием этого эмоционального боксера превращается в кровавое месиво, поскольку он не знает, что такое защита.
Состязания с участием Хоупа – зрелище не для слабонервных. Вынести его может разве что его преданная супруга Морин, посещающая поединки не для сомнительного удовольствия, а ради поддержки мужа, который без нее не может сосредоточиться и собраться. Видя из раза в раз сильно покалеченного благоверного, жена настоятельно советует уйти ему из большого спорта, поскольку такими темпами через пару-тройку лет он станет инвалидом. Билли колеблется, ведь его семья живет явно не по средствам. После внезапной гибели Морин импульсивный боксер идет вразнос и ставит на карту все, что ему дорого.
Поклонникам «Рокки» и «Кровавого спорта» не сюда. Да, добросовестный Джейк Джилленхолл поправился для главной роли на 15 фунтов и брал уроки бокса. Да, тем коррупции в спорте и «купленных» поединков создателям фильма полностью обойти не удалось. Тем не менее, эти проблемы затрагиваются по касательной, а на передний план выходит трагедия асоциального человека, у которого почва стремительно уходит из под ног после того, как он лишился единственного связующего звена с этим миром. Любоваться тут особо нечем – в фильме немало натуралистичных сцен, от которых порою выворачивает наизнанку не только зрителя, но и главного героя.
Об изрядной доли условности происходящего на экране свидетельствует и тот факт, что изначально лента «Левша» планировалась как художественный инвариант биографии Эминема. Сам рэпер готовился сыграть заглавную роль, но, видимо, производственный процесс затянулся настолько, что Эминем в итоге сосредоточился на записи очередного альбома, ограничив свое участие в проекте написанием двух синглов к саундтреку. Продолжением «Восьмой мили» «Левша» не стал, а обрел автономное значение.
«Левша» - это завуалированная ода проклятым поэтам, отверженным музыкантам и любым творцам, побеждающим благодаря нестандартным хукам. Недаром же рок-музыканты, вообще чуткие к любым проявлениям метафизики, писали о боксе страшные и глубокие вещи. Чего только стоит «Боксер» «Наутилуса Помпилиуса», где плакат с побитым спортсменом служит лишь поводом для описания сумрачных чувств закомплексованного ребенка. Или вспомним жутковатое предисловие к альбому «Бокс» группы «Ногу Свело!», которое запросто можно было бы поставить и эпиграфом к «Левше»: «Бокс - это когда бьют по правилам. В боксе могут сделать больно. И даже очень больно. Но, вероятнее всего, не убьют. А, максимум, покалечат. И оставят мучиться дальше…»
Это не единственное послание, которое нам предлагает «Левша», иначе бы мы имели дело с банальной чернухой. Название фильма совсем не случайно отсылает к знаменитому рассказу Николая Лескова о виртуозном укротителе блох. В иносказательной манере картина отдает дань житийным архетипам: обаятельный гордец, успех которому дается слишком легко, теряет все, опускается на самое дно, чудесным образом обретает странного духовного наставника и возрождается уже в принципиально ином качестве. Ни дать, ни взять, как в «Левше» Константина Кинчева: «Себя в душе легло на сердце разглядеть Левше, поразиться черному дну, принять, как есть, и стать иным, пожар гордыни переплавить в дым».
Денис Ступников, InterMedia