«Ундервуд» - «Избранное» ****
2015, Navigator Records
Номерные альбомы «Ундервуда» (очередной, кстати, ожидается через месяц) отличаются одним неоднозначным качеством - чрезвычайной плотностью текстов. Стихи Максима Кучеренко и Владимира Ткаченко гораздо более насыщенные, чем принято в поп-, да и в рок-поэзии - поэтому слушатель и половины смысла не успевает считывать сходу. Конечно, можно сесть и долгими вечерами вслушиваться в текстуальные парадоксы «Ундервуда» - но большинство поклонников этого, конечно, не делает, сосредотачиваясь в каждом альбоме на двух-трёх особенно запоминающихся песнях, лежащих на поверхности ярких образах и каких-то мелодических хуках (которых как раз хватает на три-четыре хита).
Сборник лучших песен «Ундервуда», казалось бы, должен восприниматься иначе, будучи составленным из тщательно отобранных композиций, которые уже давно обрели популярность. Знай слушай себе знакомые треки, подпевая давно выученным фрагментам или находя в них ранее незамеченные парадоксы (с этой точки зрения произведения «Ундервуда» практически неисчерпаемы). В подборке практически нет отъявленных дикостей вроде песни «Чехов это я», она по максимуму составлена из мейнстримовых песен - но странным образом производит такое же впечатление, как и номерные пластинки группы. Суперхиты «забивают» в «Избранном» все остальные песни, которые смотрятся на фоне главных шлягеров довольно бледно: возможно, 20 треков - слишком много для такого сборника. Впрочем, те, кто привык слушать диски «Ундервуда» внимательно, копаться в них и возвращаться много раз, не останутся в обиде: им группа предоставляет обычную возможность изучить не самые распространённые песни в поисках скрытых цитат и явных аллюзий. Ну а остальным тем более не к чему придираться: им предлагается убойная подборка из композиций «Гагарин, я вас любила», «Товары и услуги», «Следи за её левой рукой», «Бабло побеждает зло», «Рок-н-ролльный возраст Христа» «Лето Alles», «Самая красивая девушка в мире», «90/60/90», «Это судьба» и «Очень хочется в Советский Союз». Таинственный финальный трек «RHSV» оказывается не столь загадочным, если написать его название в русской раскладке : это самый свежий шлягер «Ундервуда» «Крым», повествующий не столько о Крыме, сколько о реакции общества на события последних полутора лет. Если же рассмотреть всё творчество «Ундервуда» сквозь призму новейшей истории России, то окажется, что за годы своей карьеры они произнесли массу рискованных мыслей, которые в другом исполнении запросто могли бы подпасть под какой-нибудь из многочисленных свежих запретов. Кучеренко же с Ткаченко всё нипочём: очевидно, что запретители просто не понимают большинство их стихов, считая эти песни интеллигентскими странностями. Что же, ценители «Ундервуда» не имеют ничего против такого расклада.
Алексей Мажаев, InterMedia