Александр Кондратенко: «Авторское право охраняет только форму Произведения и совершенно безразлично к его содержанию»
О BEATLES И АВТОРСКОМ ПРАВЕ
- Свой рассказ об авторском праве я хотел бы начать с одной занимательной истории о том, как в результате ряда ошибочных и некомпетентных действий легко лишиться своих авторских прав, и как сложно, а иногда и вовсе невозможно, исправить сделанные ошибки.
Музыканты легендарных Beatles полностью потеряли контроль над своими авторскими правами из-за того, что в 1962 году заключили непродуманный договор с издателем Диком Джеймсом. По условиям этого договора, Дик Джеймс получил самую крупную долю акций в компании «Northern Songs», которой принадлежали авторские права на песни музыкантов великой четвёрки. В 1969 году, испугавшись предстоящего распада группы, он продал принадлежащий ему контрольный пакет «Northern Songs» компании ATV Music, которая склонив на свою сторону консорциум независимых акционеров и воспользовавшись несогласованными действиями участников группы, получила в конечном итоге полный контроль над их авторскими правами. В 1981 году Пол Маккартни предпринял попытку вернуть контроль над правами, попытавшись выкупить их у ATV Music. Однако сделка не состоялась из-за того, что предложенная сумма в размере 20 миллионов фунтов показалась завышенной Йоко Оно - наследнице авторских прав Джона Леннона. Йоко Oно считала, что не имеет смысла платить ATV Music больше 5 миллионов, в результате чего сделка не состоялась. А вот обладателю «лунной походки» Майклу Джексону сумма не показалась завышенной и в 1985 году права на весь каталог были приобретены им за 32 миллиона фунтов (47,5 млн. долларов). Спустя несколько лет, в 1991 году, когда «король» поп-музыки начал испытывать финансовые проблемы, он решил продать половину своей доли в ATV Music корпорации Sony. Только за половину своей доли Джексон получил от Sony 70 млн. фунтов. В дальнейшем стоимость прав на произведения Леннона-Маккартни также продолжала непрерывно расти, а доходы от их использования получали люди и компании, не имеющие никакого отношения ни к музыке, ни к этим песням. В настоящее время права на 270 песен из каталога «Northern Songs» оцениваются в 700 миллионов долларов.
Эта поучительная история случилась из-за того, что в далёком 1962 году, при подписании договора со своим первым издателем Диком Джеймсом, музыканты не смогли или просто не захотели разбираться с нюансами заключаемого договора, его терминологией и существенными условиями. А может быть, им просто не с кем было посоветоваться.
О ВИДАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
— Понятие авторского права неразрывно связано с понятием творчества, однако оно не охраняет собственно сам процесс творчества, а только его результаты, которые именуются Произведениями. Таким образом, Произведение – результат творческой деятельности Автора, выраженного в материальной форме. Предоставление правовой охраны никоим образом не зависит от назначения и достоинства произведения, его художественной ценности и других качеств. В нашем случае музыкальные произведения с текстом или без являются объектами авторского права в соответствии с п.1 ст.1259. Также законодательство охраняет иные виды произведений, например – литературные, хореографические, аудиовизуальные, произведения изобразительного искусства, фотографии, географические и топографические карты, компьютерные программы, а также переводы, переработки и составные произведения.
О ВОЗНИКНОВЕНИИ АВТОРСКИХ ПРАВ И ПРЕЗУМПЦИИ АВТОРСТВА
— Авторское право возникает в момент создания Произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Под созданием Произведения понимается его выражение в какой-либо объективной форме, например в виде партитуры, рукописи, записи. В то же время законодательство не препятствует добровольной регистрации, которая может оказаться очень кстати при возникновении спора относительно авторства в отношении того или иного произведения. Презумпция авторства как раз и состоит в том, что автором произведения признаётся то лицо, которое сможет доказать объективное существование произведения в более ранний период. Такой подход закреплён в статье Гражданского кодекса – лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Кстати, раз мы заговорили про доказательства авторства, то судом могут приняты во внимание иные доказательства, такие как показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, рабочие материалы и наброски, и даже заключения экспертов.
О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
— Очень часто авторское право воспринимается абсолютно неверно с точки зрения собственно объекта охраны. Мы с вами уже договорились, что охраняемыми объектами являются Произведения, именно как результаты творческой деятельности. И здесь мы должны отметить, что произведения обладают разными качествами – формой и содержанием. Попробуем разобраться с этими понятиями на простейшем примере. Автор написал кулинарный рецепт (литературное произведение, а может быть – научное?) на тему «Как сварить пельмени?», в котором изложил свой взгляд и на то, как (с его точки зрения), нужно варить пельмени, чтобы они получились вкусными и неразваренными. Так вот, те слова и буквочки в тексте его произведения будут являться Формой этого произведения. А сама описываемая технология варки пельменей, будет считаться его Содержанием. Секундочку, что же получается? Если я сварил пельмени по этому рецепту, значит я нарушил авторское право автора статьи? И пельмени станут контрафактными? Вовсе нет, потому что авторское право охраняет только форму Произведения и совершенно безразлично к его содержанию.
Таким образом, авторское право не защищает идеи, методы, способы, технологии, открытия, изобретения, товарные знаки. Для этого существуют прочие области законодательства, которые также относятся к сфере интеллектуальной собственности, например, патентное право, или право на средства индивидуализации, которые имеют другой порядок возникновения, использования и срок охраны. Поэтому перестаём употреблять нелепые термины типа «авторское право на изобретения» или «авторское право на товарный знак».
О СРОКАХ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
— Срок действия имущественных прав ограничен по времени. В самом общем случае такие права охраняются с момента создания произведения и до конца жизни автора, плюс 70 лет после его кончины, отсчитываемых с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Из этого общего правила существует множество исключений, связанных прежде всего с тем, что срок охраны имущественных авторских прав неоднократно изменялся, а вопрос их продления в соответствии с вновь принимаемым законодательством решался по-разному. После того, как срок действия имущественных прав истекает, произведения переходят в категорию «общественное достояние» и могут быть использованы без разрешения НАСЛЕДНИКОВ АВТОРОВ или ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ, но с обязательным соблюдением личных неимущественных авторских прав. Необходимо также отметить, что исключительное право может быть полностью отчуждено в пользу ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ по договору отчуждения, а может быть передано на отдельные виды использования, на разные территории и сроки по лицензионному договору. И здесь есть ещё один «подводный» камень. Передача прав на использование произведения может быть осуществлена наисключительной или неисключительной основе, т.е. в первом случае автор передаёт право и лишается его пусть даже на определённые виды использования, сроки и территории. А в случае неисключительной передачи, право на использование возникает у лица, которому оно было передано, но у автора оно не исчезает. Всвязи с чем АВТОР будет иметь право передать его ещё неограниченному количеству лиц. Остерегайтесь путаницы понятий «исключительное право» и передача прав «на исключительной основе». Это о разном.
(Soundrussia.ru, 11.08.15)