«Иррациональный человек»: Тварь ли я дрожащая? ****
Психологическая драма «Иррациональный человек» выйдет в российский прокат 13 августа 2015 года. Режиссер: Вуди Аллен. В ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Джейми Блэкли и другие.
Побитый жизнью ученый Эйб (Хоакин Феникс) приезжает в маленький университетский городок преподавать философию. Дурная слава бежит, как говорится, впереди него. В ожидании отчаянного лектора провинциальный американский вуз напоминает растревоженный улей. Одни твердят, что лучшему другу Эйба оторвало голову во время войны на Ближнем Востоке. Другие настаивают, что душевное состояние философа подорвала измена супруги. Сам Эйб плюет на все домыслы и не расстается с флягой виски.
Мятущиеся натуры обычно притягивают добросердечных интеллектуалов. И вот уже за расположение опустившегося преподавателя борется сексуально озабоченная профессорша Рита и прилежная студентка Джилл, подуставшая от опеки слишком «правильного» бойфренда. Каждая из барышень считает себя способной вновь разжечь у стареющего ловеласа угасший огонь. Но Эйб, как поклонник Сартра и Кьеркегора, является сторонником совсем других методов психологической реабилитации. Совершенно случайно подслушав в кафе рассказ измученной женщины о неправедном судье, он начинает замышлять идеальное преступление. Желание сделать мир чуточку лучше путем совершения иррационального экзистенциального акта окрыляет ученого и возвращает ему вкус к жизни. Но надолго ли?
«Иррациональный человек» видится своеобразным продолжением и ментальным отражением предыдущей работы Вуди Аллена «Магия Лунного света». Сняв картину из жизни богемы 30-х годов прошлого века, режиссер пришел к выводу, что тогдашняя аристократия хоть и была помешана на идеях декаданса и ницшеанства, но отдавала им дань скорее из моды, нежели из искреннего сердечного расположения. В «Иррациональном человеке» Аллен решил проверить, что будет, если кто-то решит пойти до конца и проверить эти философские системы в действии. Нетрудно догадаться, что ничего хорошего.
Экзистенциализм всегда был последним прибежищем слабых и надломленных людей с непомерно раздутым эго. Подлинная жажда деятельности и воля к жизни у них нередко подменялась симуляцией болезненного героизма. Свои сомнения и страхи они привыкли прятать под напускным цинизмом и трескучими манифестами сорта «я принял решение». При этом, что это за решение и к чему оно приведет, обычно стыдливо умалчивалось. В отличие от своих «собратьев по цеху», герой Аллена действительно совершает Поступок, после чего фильм автоматически переходит в пространство смыслов «Преступления и наказания» Достоевского. Но и здесь история развивается не по шаблону, поскольку самовлюбленному Эйбу абсолютно чужды нравственные терзания Раскольникова.
В ожидании развязки зрителю придется изрядно потомиться. В какой-то момент даже покажется, что Аллен отвергает гуманистические установки – недаром Эйб работает над монографией о Хайдеггере и фашизме, и еще неизвестно, к какому элементу этой диады он испытывает больший пиетет. Перед демоническим обаянием героя, кажется, не устоял и сам режиссер. Даже в сцене кульминационного объяснения с Джилл Эйб продолжает оставаться невозмутимым и убедительным, тогда как его собеседница местами напоминает капризную и вздорную домохозяйку, мучимую токсикозом. Финал вряд ли у кого-то вызовет серьезные нарекания, но такое впечатление, что Аллен его бросает нам, как собаке кость. Ведь развязка подана как следствие нелепых случайностей, а в высший суд Аллен вроде как не верит. Не тому ли его учили любимые экзистенциалисты?
Денис Ступников, InterMedia