«Пиковая дама: Черный обряд»: Старые страхи Новой Москвы ****
Фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд» выйдет на экраны 10 сентября 2015 года.Режиссер: Святослав Подгаевский. В ролях: Алина Бабак, Игорь Хрипунов, Владимир Селезнев, Евгения Лоза и другие.
Четверо подростков шутки ради вызывают Пиковую даму. Следуя заветам детских страшилок, они рисуют на зеркале ступеньки с дверцей и трижды произносят: «Пиковая дама, приди». Гостья пожаловала без промедлений, да вот только методами ее отправить обратно, детишки, к сожалению, не располагают. Пока они пытаются разобраться с внезапно нахлынувшими проблемами, визитерша ночь от ночи крепнет за счет выстригаемых у медиумов волос и вершит свои темные делишки.
На пути у злобного призрака встает отец девочки Ани (Алина Бабак), к которой Пиковая дама испытывает особое расположение. Но из папаши плохой борец: он слишком ветрен и ненадежен, поскольку в свое время ушел из семьи. Тем не менее, Антону повезло, и в какой-то момент он обретает чуткого помощника – бывшего доктора Смирнова, у которого с Пиковой дамой свои счеты. Неувязка лишь в том, что, собрав на свою антагонистку подробнейшее досье, врач совершенно не представляет, чем ее можно нейтрализовать.
Не стоит напрямую возводить «Пиковую даму» к бессмертной повести Пушкина. Истоки фильма гораздо ближе нам по времени и по менталитету, так как кроются в пионерских детских страшилках. Авторы картины не только самым серьезным образом перелопатили канонические истории о грозной обитательнице Зазеркалья, но и явно прошерстили современные интернет-форумы о сравнительно недавних столкновениях с ней. Отсюда – незабываемая сцена в общественном туалете, от которой просто мурашки по коже.
Несмотря на достаточно стандартную фабулу, фильм оставляет определенный простор для богатых культурологических аллюзий. Одни считают Пиковую Даму порождением карточных игр. Другие видят в ней аристократичную маньячку, топившую детей. Третьи ведут ее «родословную» к знаменитой Кровавой Мэри. В фильме заметно стремление съемочной команды свести все эти линии воедино. Бонусом идут разные приятные мелочи вроде волос, символизирующих духовную силу, различных магических предметов и, естественно, гаджетов.
Подход режиссера Святослава Подгаевского к созданию неповторимой атмосферы «русской готики» видится оригинальным и перспективным. Начиная со своего прошлогоднего ужастика «Владение 18», он последовательно разрабатывает жанр современного индустриального хоррора, главным героем которого становится даже не какой-нибудь прилипчивый монстр, а ненасытная московская окраина, регулярно поглощающая в своих типовых недрах тысячи потерянных лузеров, не имеющих ни прошлого, ни будущего. Будучи «певцом подворотен и обшарпанных улиц», Подгаевский не только неподдельно ужасается недружелюбным районам Новой Москвы, но и искренне любуется ими. «Вкусно» преподнесенные виды панельных многоэтажек и заснеженных качелей незабываемы, а путешествие в район зеленоградской речушки Горетовки сравнимо с паломничеством в сказочное Лукоморье.
Арсенал «пугалок» - примерно тот же самый, что и во «Владении 18»: отражения в кухонных чайниках, трипы в наполненных водою ваннах и не к месту подворачивающиеся под руку женские украшения. В этом нет ничего предосудительного, просто зрителя действительно способны ошарашить такие вот сугубо бытовые вещи. Еще страшнее – наши неистребимые сладострастные помыслы, дающие силу различной нечисти. Под стильный саундтрек создателя «Мертвых дочерей» Павла Руминова ей здесь действительно будет где развернуться.
Денис Ступников, InterMedia