«БуттерБродский» - «Арбатский панк» **
2015, «Студия Союз»
Есть такая телепередача «Приют комедиантов» (раньше она называлась «Театр + ТВ»), где актёры рассказывают разные байки. В основном очень интересные. Но беда в том, что между байками они поют или показывают музыкальные номера. Мне в эти моменты хочется убежать курить, хотя я не курю. Даже реклама в программе раздражает меньше, чем эта музыка. Поймите правильно: я не против актёрского пения, когда оно уместно и соответствует фабуле и режиссёрскому замыслу. В принципе, пению даже обучают в театральных училищах, так что это часть профессии. Но опять же: если это нужно для спектакля и фильма, пусть поют. А когда актёры начинают играть в музыкантов и заигрываются до такой степени, что дают билетные концерты в клубах - в большинстве случаев это перебор. И поверьте, зрители не относятся к этому всерьёз. Это ведь такие забавные курьёзы - рок-группа Джонни Деппа, альбом Скарлетт Йоханссон, вокал Гоши Куценко... Их не судят по гамбургскому счёту, к ним применяют элемент условности, как в театре. И случаи, когда прославленный актёр оказывается настоящим музыкантом, на самом деле крайне редки. Альбом, которому посвящён этот текст, к таким случаям, увы, не относится.
Группа «БуттерБродский» - это музыкальный проект Павла Майкова, известного как Пчёла из «Бригады» и как сводный брат Анастасии Стоцкой. Мы не оспариваем того, что у Павла есть музыкальный талант, но его актёрское дарование гораздо, как бы это сказать, заметнее. Проект «БуттерБродский», даром что он выпустил уже три альбома и выступал на «Нашествии», воспринимать как полноценного представителя русского рока (а так его аттестует сервис «Яндекс.Музыка») категорически не получается. В лучшем случае - в качестве милого хобби скучающего театрального деятеля. Ведь буквально весь антураж группы пронизан этими сценическими условностями. Майкову хотелось петь, он стал писать музыку на стихи Бродского и прочих великих поэтов. Стихи от этого хуже не стали, их в очередной раз испортить не удалось, хотя на месте композиторов я уже перестал бы пытаться превращать поэтов в песенников (а на месте актёров - и подавно). Из этой коллизии с Бродским родилось название проекта - «БуттерБродский», очень смешное и удачное, если бы не пара обстоятельств. Во-первых, Бродский вряд ли нуждался в таком промоушне, а во-вторых, юморное название подразумевает и какой-то смешной репертуар. Но этого-то Майков и компания предложить не хотели и не могли. Прикольное название в итоге израсходовано вхолостую, под этой маркой выходит напыщенная серьёзная музыка, которую невозможно воспринимать всерьёз. Надувание щёк, псевдофилософствование и издевательство над гумилёвским «Жирафом» не делает «БуттерБродского» настоящей рок-группой, оставляя коллективом людей, взявшихся за серьёзные роли и проваливших их. Смотришь на них как на актёров - ну ладно, играют музыку, прям как настоящие, вот тут как рокеры, а тут как панки, пусть себе. Но если убрать медийное лицо от микрофона, поводов слушать альбом даже из любопытства не останется: у группы нет ни собственных музыкальных идей, ни таланта увлечь слушателя своими песнями.
Алексей Мажаев, InterMedia