Александр Паль: «Нельзя менять человека, размахивая перед ним красной тряпкой»
ОБ ОТЛИЧИЯХ РУССКОГО СУПЕРГЕРОЯ ОТ АМЕРИКАНСКОГО
— Американский супергерой харизматичен. Он уверен, что спасет мир. И зритель уверен. У героев комиксов есть супервозможности. А русский герой — его почему-то даже жалко. Русского героя всегда жалко. Взять «Афоню». Герой? Нам его жалко. Наш русский герой — не про физические возможности.
О СЕРГЕЕ БОДРОВЕ-МЛАДШЕМ
— Сергей Бодров был уникальным артистом. Его все любят за эту его простецкую харизму. Вот я знаю: был бы он жив, я бы подошел к нему — и он бы мне помог. К кому бы я обратился в тяжелой ситуации? К Даниле Багрову.
ПОЧЕМУ ЕГО ГЕРОЙ В ФИЛЬМЕ «ПАРЕНЬ С НАШЕГО КЛАДБИЩА» НЕ СМЕЕТСЯ?
— Я, честно сказать, не мог с другим лицом смотреть на мужиков, одетых в черные тряпки и косолапо ходящих мимо меня. Меня удивляло, что кто-то вообще может их бояться. Наши просто еще не успели научиться делать как у них. Даже выйдешь и будешь снимать Москву, чтобы получилось как Лондон, — у тебя этого никогда не получится. Попробуй сделай стильную историю в Подмосковье. Здесь в любом случае получится что-то свое.
О ШУТКАХ ПРО КЛАДБИЩЕ
- Я лично знаю маминых подруг, которым бы эти шутки вообще не понравились. Вот у меня есть товарищ — грузин. Они на похоронах час горюют, а потом начинают танцевать, веселиться, играть в карты. У нас невозможно представить себе, чтобы родственники на могиле после похорон стали играть в карты. Когда у нас похороны — там дико тяжелая атмосфера. В том-то и дело, что это нам, русским, трудно. На наших похоронах воздух свинцом наливается. А на грузинских похоронах плачут, выбрасывают эмоции — и тут же радуются. В общем, я о том, что тема — запретная. У нас про похороны и кладбища не шутят. Поэтому продюсеры пытались максимально увести действие от реальности. Чтобы было кладбище — но абстрактное. Крестов старались не делать.
О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РЕАКЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ НА ФИЛЬМ
— У нас просто верующий народ. И когда он будет видеть, что какой-то человек бегает по кладбищу по могилам за духами, — у него это вызовет не совсем ту реакцию, которую хотелось бы получить создателям. <…> . Дело тут вообще не в том, чтобы угождать чьим-то вкусам. Просто каждый продюсер хочет, чтобы его кино посмотрело как можно больше народу. И слово «отсталый», которое вы произнесли, — я с ним категорически не согласен. Это ментальность. Дело не в отсталости. Просто в каждой стране есть свои табу. И пытаться изменить ситуацию с помощью маленькой комедии было бы странно.
О КАРИКАТУРАХ НА ПРОРОКА МУХАММЕДА
— Это нарочитая провокация. Если ты здравомыслящий человек, ты же не встанешь перед быком с красной тряпкой? Ты же знаешь его реакцию? Зачем доставать красную тряпку, если без нее он тебя не тронет? Я, разумеется, против убийства. Но у некоторых это обычный способ решения вопросов. Ты не должен менять человека, размахивая перед ним красной тряпкой. Это бесполезно. Ты просто становишься жертвой. Можно встретить гопника в Красноярске и сказать ему, что он мудак. Но ты же не рассчитываешь на понимание в ответ? Ты увидишь агрессию. На которую ты сам нарвался. Так и карикатуристы: они прекрасно понимали, что реакция может последовать. Я сейчас ни в коем случае не выступаю за тех, кто стрелял. Но я не понимаю тех, кто рисовал.
О ТАБУИРОВАННЫХ ТЕМАХ
— А давайте посмеемся над вашей мамой, которая больна и лежит в больнице? Сами сказали, что можно над всем смеяться? Даже не смеяться, а издеваться. Сфотографировать вашу маму, когда она будет в больнице, подрисовать ей кишки — и дать вам такую фотографию? А почему нет? Это же смешно? Ясно, что любой человек тут не сдержится. Для мусульман карикатуры на пророка — то же самое. Мне, может, тоже не нравится, когда Иисуса рисуют, но я не пойду никого убивать. Ни с кем не пойду разбираться. А у них другое сознание. Если ты таким способом пытаешься что-то доказать — для кого ты это делаешь? В общем, я вам здесь не единомышленник.
МОЖНО ЛИ ШУТИТЬ НАД МЕРТВЕЦАМИ?
— Смотрите. Можно делать все. Вопрос: для чего? Чего я хочу? Чтобы фильм посмотрели мои друзья или чтобы много народу? Только в этом вопрос. Я тоже люблю фильмы, где шутят над мертвецами. Но я — это я. А человек из Красноярска — это человек из Красноярска. Который не хуже меня потому, что у него есть табуированные темы для стеба. А может быть, даже лучше меня. Почему я должен снимать так, чтобы он не смотрел и не нес свои деньги в кассу? Поэтому я буду делать для него, чтобы он посмотрел и у него не возникло отторжения. Это кассовый фильм.
СМЕЕТСЯ ЛИ НАД ЧЕРНЫМ ЮМОРОМ?
— Я люблю, да. Но многим не нравится. Диктовать искусству нельзя. Но и наступать на больные места тоже не стоит.
О СВОИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ
- Я, скорее, левый. А если я левый — то я за социально ответственное государство. Мне не нравится, когда я вижу бомжей. Бедность. Когда в этой бедности живут мои родственники и друзья. Я так, на таком дилетантском уровне понимаю, что происходит в стране. Поэтому не хотел бы, чтобы моя точка зрения в этом вопросе была для кого-то определяющей.
О PUSSY RIOT
— Эти люди мне неприятны. Я видел их интервью и понял, насколько говнисто они себя ведут. Я бы понимал, если бы они делали свое дело из благородных побуждений. А когда ты ведешь себя по-свински и провоцируешь — это пахнет грязью. Я понимаю, из каких соображений они это делают: прославиться. Чтобы говорили: жертвы режима. Если бы они не пиарили себя постоянно, а сделали одну эту акцию, я бы, может, задумался. И были бы умными и интеллигентными девушками. Но я вижу просто свиней, которые ищут способ прославиться. И выходят на следующие митинги, чтобы орать и провоцировать ментов на драку.
(Инна Денисова, Colta.Ru, 28.08.15)