«Москва никогда не спит»: Город-сказка, город-мечта **

Премьера драмы «Москва никогда не спит» (Россия, Ирландия, 2015, режиссер Джонни О'Райлли, в ролях – Евгения Брик, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Виктор Вержбицкий, Алена Бабенко, Юрий Стоянов) состоялась 2 сентября 2015 года в кинотеатре «Октябрь».

Действие фильма разворачивается, как видно из названия, в Москве, аккурат во время празднования очередного Дня города. Главных героев несколько, а их сюжетные линии почти не пересекаются.

Олигарха (Алексей Серебряков) прессуют власти, в результате чего он вынужден бежать в Нью-Йорк (музой сценариста, по всей видимости, служил Полонский), при этом герой благоволит некоей поп-певичке, за которой ранее ухлестывал сын (Олег Долин) известного комедийного артиста (Юрий Стоянов). Комик, меж тем, лежит в больнице с неутешительным диагнозом – врачи дают ему пару недель от силы – и мучается от нехватки коньяка. Звезда бежит из больницы, заходит в ближайший шалман, откуда его и похищают вполне аутентичные гопники.

Параллельно с этим развиваются драма молодой семьи, которая сдает бабушку в дом престарелых, а также драма семьи уже немолодой, в которой муж, вы не поверите, пьет (и это – опять же сюрприз! - Михаил Ефремов) и измывается над уже не первой женой. Их дети – молодые девушки – проводят День города в ночных клубах, где становятся объектами посягательства все тех же гопников.

Да, поскольку дело происходит в День города, то зрителей ждут упоительно киногеничные пейзажи Москвы, панорама масштабного салюта, пробки, виды Сити и из Сити и так далее. Ах да, композитором выступил Mujuice, но эту информацию, как и саундтрек, можно смело пропускать мимо ушей.

В общем-то, эта смесь альманаха «Москва, я люблю тебя!» и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона любопытна лишь необычным «патриотизмом» ирландского режиссера и сценариста Джонни О’Райли, который, кажется, искренне любит Москву. Настолько, что «Москва» стала первой русской картиной, получившей поддержку Европейского международного кинофонда Eurimages, а также первым русским фильмом, среди продюсеров которого числится AI FILM («Дворецкий», «Убей своих друзей»). Также во вступительных титрах можно увидеть Irish Film Board, а в финальных – много иностранных имен (среди продюсеров, впрочем, актеры все наши, отечественные).

По большому счету, с пословицей «Москва никогда не спит» придется не согласиться. Москва – спит, в частности, на просмотре фильма О’Райли, который при всей глубине проникновения в русскую душу и национальный характер, не интригует и уж тем более далек от лягушачьего катарсиса а-ля «Магнолия».

Да, все эти истории жизненны и правдоподобны. Они все, за исключением, пожалуй, линии с «Полонским», могли произойти в любом городе страны и ближнего зарубежья. Да, в Москве живут гопники и пенсионеры. Что уж говорить о поп-звездах: здесь почти что в каждом доме есть своя и не одна.

Где же хипстеры и креаклы? Где нечто среднее между нуворишами и люмпенами? Почему этот фильм - о Москве? Где энергетика этого города? Как, блин, теперь выкинуть из головы припев «Moscow never sleeps»? (Справедливости ради отметим, что эта песня не звучит в фильме).

Вряд ли «Москва никогда не спит» соберет приличную кассу в кино. По крайней мере, смотреть на большом экране тут особенно нечего (кроме московских пейзажей с высоты птичьего полета). В «телевизоре» фильм бы смог привлечь более благодарную аудиторию – многие сюжетные перипетии вполне вписываются в канву российских мыльных опер.

Денис Шлянцев,InterMedia

Последние новости