Сборник «СевКав FM» **

2015, Первое музыкальное издательство

Первоначально я не планировал слушать и рецензировать этот сборник, но в отпуске, проведённом на густонаселённом курорте Краснодарского края, понял, как я не прав. Только там осознаёшь, насколько важным для россиян вне зависимости от их национальности стала поп-культура Северо-Кавказского региона. Примечательно, что по возвращении в места постоянного проживания русские туристы почти перестают танцевать под Эльбруса Джанмирзоева - но курортная дружба народов оставит отпечаток. Услышав музыку, несущуюся из кортежа на дагестанской свадьбе, человек уже не будет плеваться вслед, а улыбнётся, вспомнив знакомую или похожую на знакомую песню.

С подобным феноменом мы впервые столкнулись во второй половине 90-х, когда россияне начали открывать для себя турецкие отели с системой «Всё включено». Некоторые привозили с собой кассеты (тогда ещё кассеты) модного на Анатолийском полуострове исполнителя Таркана. Робкие попытки внедрить на московские вечеринки восточные ритмы Хюсаметина Таркана Теветоглу сначала вызывали смех и воспринимались как прикол - но постепенно привыкли, и Таркан стал у нас звездой не хуже Томаса Андерса. Вслед за ним потянулись в Россию и другие сладкоголосые исполнители с Востока - причём с удовольствием слушали их не только многочисленные мигранты, но и коренное местное население. В конце концов даже украинец Потап выпустил альбом «Электрошаурма», где довольно ловко скрестил восточную музыку с техно-ритмами.

В чём же секрет успеха этого жанра? Послушав альбом «СевКав FM», можно понять, что в исполнителях нетитульной нации ценит то, чего не имеет сам. Например, бОльшую открытость и откровенность в проявлении чувств. Когда русский певец произносит «я тебя люблю и звезду с неба для тебя достану», он, как правило, не выглядит органичным, в его устах это звучит чаще всего пошло и слишком вычурно. Восточным мужчинам такая избыточность в проявлении чувств и яркость костюмов прощается абсолютно - они придают ту ноту, которой публике, воспитанной на индийских фильмах, на эстраде не хватает. А акцент! С тех пор как Фрунзик Мкртчян произнёс в «Мимино» фразу «я русский язык нехорошо знаю», акцент стал фишкой и индульгенцией всех кавказских артистов. Если Стаса Михайлова годами ругают за рифму «меня - тебя», то для участников сборника «СевКав FM» подобная рифма кажется точной и даже изысканной, ведь все сомнительные с точки зрения русского языка моменты компенсируются страстностью исполнения. Когда же слова вовсе кончаются, можно станцевать лезгинку.

Для любителей подобной музыки - и для тех, кто хочет вернуть себя мысленно на курорт Краснодарского края, - этот альбом станет хорошим подарком и настоящим пиршеством: 28 зажигательных восточных песен не на всякой восточной дискотеке услышишь. Ну а тем, кому северокавказская эстрада и отечественные пляжи не близки, лучше держаться от пластинки подальше. Впрочем, для таких слушателей в трек-листе есть компромиссное решение - ремикс «Дато» на «Чито-грито».

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости