Юлия Коган - «Огонь-баба» ***
2015, «Студия Союз»
Это первый сольный альбом бывшей солистки группы «Ленинград». Появление Юлии Коган у микрофона коллектива Сергея Шнурова в свое время выглядело вполне сенсационно, тем более что голосистая рыжая особа материлась похлеще Шнура. Позднее лидер «Ленинграда» объяснил мне смысл появления женских песен и их исполнительницы:
– Меня просто давно смущало, что на русской сцене нет певицы, которая отражала бы весь спектр женских душевных переживаний, к тому же адекватным реальности языком. А язык-то сильно изменился. Раньше девушки старались не материться, а теперь это обычное явление, которое в массовой песенной культуре никак не отражалось. Есть эти тёлки с силиконовыми губами, которые поют, как-то описывают в текстах жизненные ситуации... Но я не очень верю, что это ее слова. Я смотрю на нее и понимаю: б…, о чем ты? Ты же совершенно по-другому говоришь в жизни. Ты когда видишь нового парня, ты же не думаешь: «Ой, какой симпатичный молодой человек». В реальности мысли и лексика куда экспрессивнее. В общем, мне пришлось самому сделать певицу, которая поет честно и глубоко.
При этом Сергей Шнуров настаивал, что сама вокалистка права голоса не имеет: отказываться что-то петь в группе «Ленинград» нельзя, предлагать свои варианты... можно, но они всё равно не пройдут. В общем, сейчас в «Ленинграде» другая певица - она не отказывается, но вряд ли когда-нибудь начнёт сольную карьеру. Ну а Юля Коган ушла из группы и запела сама и своё. Впрочем, в альбоме «Огонь-баба» можно заметить и её приверженность к «ленинградскому» имиджу, и необъявленную дискуссию со шнуровским подходом. Собственно, весь дебютный альбом - это попытка спеть «честно и глубоко», «адекватным реальности языком», ярко, громко, но без инвективной лексики. То есть сделать то же самое, чего добивался Шнур от женской эстрады, но с точки зрения «приличной девушки». Результат - крайне неоднозначный.
Самым громким провалом диска оказалась песня «Никита» про роман с юношей, у которого большой... вот Шнуров бы заявил прямым текстом, что именно. Юлия же всячески на это намекает, отчего трек выглядит скабрезнее и пошлее самых матершинных композиций «Ленинграда». И правды жизни в «Никите» нет ни на грош, сплошные ужимки и ахи-вздохи; нет уж, ты либо называй вещи своими именами, либо пой романтишные вирши об ожидании любви. Гораздо естественнее у Коган получаются этакие женские воплощения группы «Король и шут»; недаром в клипе «Ведьма и осёл» снялся Князь - зловещий сюжет и Юлия в образе ведьмы выглядят очень адекватно. С точки зрения музыкального стиля, Коган всё время заносит куда-то между хард-роком и диксилендом. Что, кстати, неплохо, ведь с такими вокальными и внешними данными вполне можно было отправиться в сторону кабацкой попсы и шансона. Несколько песен такого направления здесь тоже есть, как и нежная любовная лирика. Таким образом, хотя само название альбома намекает на громогласность и стервозность героини, Коган в песнях оказывается разнообразнее своего имиджа. Пластинка вполне широко демонстрирует возможности певицы, но не позволяет понять, готова ли Юлия занять на нашей сцене определённую нишу, на каком жанре остановится и будет ли подобная музыка востребована.
Алексей Мажаев,InterMedia