«Эверест»: Я кричал, зачем идете в гору вы? ***

Приключенческий фильм «Эверест» выйдет на российские экраны 24 сентября 2015 года. Режиссер: Бальтасар Кормакур. В ролях: Джейсон Кларк, Джейк Джилленхол, Элизабет Дебики, Кира Найтли и другие.

Две коммерческие группы альпинистов-любителей под руководством опытных гидов намерены покорить самую высокую точку мира. Методы работы инструкторов диаметрально противоположны. Заботливый Роб Холл (Джейсон Кларк) носится со своими клиентами, как с писаной торбой. Весельчак Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) кажется на его фоне легкомысленным пофигистом. Он не прочь пропустить при восхождении стаканчик-другой виски и считает, что подопечные должны сами решать, как себя вести в той или иной ситуации.

Столь разным профессионалам ужиться вместе трудно, поэтому они давно разграничили территорию и стараются не пересекаться друг с другом. Однако весной 1996 года судьба случайно свела их при восхождении на Эверест. Авантюра предстоит опасная, ведь на определенной высоте туристы с биологической точки зрения неминуемо начнут превращаться в ходячих мертвецов, так что действовать придется решительно, точно и без промедлений. А без задержек не обойтись - из-за непредсказуемых погодных условий и слишком большого скопления людей на пути к вершине. Накануне покорения пика Холл и Фишер заключают паритетное соглашение. Тем не менее, это не помогает избежать трагедии и человеческих жертв.

Майская катастрофа 1996 года стала одной из самых обсуждаемых новостей месяца и поставила ребром вопрос: а допустимо ли вообще устраивать коммерческие туры в столь экстремальных условиях? Однозначного ответа нет до сих пор. Зато противоречивых версий относительно той ситуации хоть пруд пруди, так как многие ключевые участники экспедиции погибли. Перед режиссером Бальтасаром Кормакуром стояла неимоверно сложная задача соблюсти объективность и никого не обидеть.

В целом, ему это удалось, но в обмен на связность повествования, экшен и героизм. Подумайте сами, какая может быть романтика, если в конечном счете все решают деньги, по дороге допущено предельно допустимое количество ошибок, а помощники из представителей местного населения вопиюще некомпетентны? Несмотря на затянутую экспозицию (подробное описание всех переходов и привалов на стоянках, диалоги за жизнь и экскурсы в прошлое), сколь-либо серьезного анализа допущенных просчетов в фильме не обнаружить. Эту легкую неразбериху (которая наверняка имела место и в реальности) с лихвой компенсируют потрясающие горные виды, достигаемый посредством 3D эффект присутствия и добротная игра актеров. Сдержанной Кире Найтли, которая была во время съемок в положении, даже не пришлось особо вживаться в роль беременной супруги Холла. А долгогривого Джейка Джиленхолла совсем не узнать после «Левши», где он пребывал в образе подтянутого боксера.

Сложно судить, похож ли радушный Джейсон Кларк на реального руководителя любительской экспедиции Роба Холла. Но вот ирландец Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли нашего соотечественника Анатолия Букреева – несомненная удача. Поначалу российский скалолаз со своей гармонью и бравированием способностью обходиться без кислородной маски кажется каким-то популистом, однако это впечатление оказывается в итоге обманчивым.

Наше отношение к альпинистам неизбежно измеряется архетипами, заложенными в «Вертикали» Станислава Говорухина и песнях Владимира Высоцкого. Как ни странно, «Эверест» плохо поддается проверке впитанными с молоком матери цитатами. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» сюда подходит плохо, поскольку для кого-то из героев покорение «недостающей» вершины окажется роковым. «Если друг оказался вдруг» мало что объясняет, ибо персонажи, отказавшиеся спасать товарищей, создателями фильма вовсе не осуждаются. «Так лучше, чем от водки и от простуд» тоже не в тему - особенно с учетом обстоятельств смерти самого автора. Здесь уместен разве что недоуменный вопрос из «Скалолазки»: «Я кричал, зачем идете в гору вы?». На одном из перевалов герои «Эвереста» устраивают мозговой штурм по этому же поводу, но предсказуемо скатываются в банальность и многозначительное молчание.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости