«Ундервуд» - «Без берегов» ****

2015, Navigator Records

Разговорчивые «ундервуды» ещё до выхода альбома любят порассуждать о том, каким он будет. Я не поленился, отыскал цитаты, относящиеся к названию новой пластинки, и...

- Это будет весьма необычный альбом. Восьмой альбом группы. Если восьмёрку повернуть на 90 градусов, знаете, что получится? Поэтому и «Без берегов».

- По мере накопления музыкального материала и утверждения трек-листа стало очевидно, что образ альбома должен быть таким же открытым, как Тихий океан в районе экватора и бесконечным в любой его точке. Поэтому решено было назвать альбом «Без берегов».

Ну, вы поняли. К моменту релиза никто, кроме самых отъявленных фанатов, уже не помнит, чего там наговорили товарищи Кучеренко и Ткаченко. Читать про альбом до его выхода и слушать свежеизданные записи - две большие разницы. «Ундервуд» пытается по мере сил делать ожидание пластинки нескучным, но на отношении к самой пластике вся эта артподготовка никак не сказывается, каждый всё равно слышит на диске то, что ему слышится.

Ещё одна цитата:

- В альбоме есть идея отстраниться от великовозрастного занудства и вернуться в радостное разгильдяйство.

Если прочитать это и сразу включить альбом, покажется, что «ундервуды» издеваются. Первый трек «Чего ты ждёшь?» не несёт на себе ни малейших следов радостного разгильдяйства, зато являет великолепный пример великовозрастного занудства. Раньше не все догадывались, что «Ундервуд» способен на драму - эта же песня сообщает, что группе по силам и высокая трагедия. Пробирающий до мурашек жестокий романс о мужчине средних лет - возможно, лучший трек альбома: группа здесь удивляет тотальной сменой подхода к творчеству. В принципе, было бы интересно (учитывая их любовь к текстовым парадоксам) послушать целый сборник песен в таком жанре. Но «Ундервуд» этим желаниям критика потакать не спешит, удивляя, впрочем, на этой пластинке ещё не раз. Так вырисовывается истинный смысл названия «Без берегов» - без рамок, без границ, без стилистических ограничений. Здесь масса всего такого, чего «Ундервуд» раньше не делал: красивое гитарное вступление к «Точке невозврата», монотонный припев «Молчим и курим», «Письмо в бутылке», исполненное будто бы тенью «Агаты Кристи», песня под оптимистичным названием «Ты спиваешься», комический дуэт с Нонной Гришаевой «Зая», отчаянный с точки зрения лексики, настроения и подражания Высоцкому трек «Разведка с мудаками» и т.д.

Привычных песен в «ундервудовской» манере здесь тоже хватает - а как ещё крымчанам можно было спеть про «Крым», если не в абсурдно-ёрническом духе? Ткаченко-Кучеренко, как всегда, ловко жонглируют словами, и там по традиции есть где покопаться. Для этого альбома к тому же характерно вольное приписывание великим собственных высказываний: «И как написал папа римский в фейсбуке, не лайкайте всуе имя господа, суки», «как говорил старина Толстой Лев Николаич, уходя из дома, мой дом теперь, где есть зарядка от телефона».

Алексей Мажаев,InterMedia

Последние новости