Ева Польна - «Поет любовь (Live Crocus City Hall 2014)» ***, «Неизданное (Лирика)» **
2015, Первое музыкальное издательство
Ева Польна, конечно, очень необычная для нашей сцены артистка, и хорошо, что она такая у нас есть. Однако концертные альбомы Евы - это далеко не самое захватывающее слушание, несмотря на обилие хитов. Положа руку на сердце, я бы скорее порекомендовал публике взять её последний номерной альбом «Поёт любовь» или сборник лучших песен, чем вот этот записанный в «Крокусе» концертник. Музыка артистки точнее и сильнее звучит в студийных версиях; живое исполнение неплохо имитирует классические оригиналы, но этого недостаточно, ведь обычно концертные версии добирают за счёт особой энергетики. На концерте у Евы этого драйва не чувствуется: к интеллигентной артистке пришли спокойные и воспитанные зрители: вежливо хлопают, тихонько подпевают - а в отрыв никто не уходит, и всё звучит так чинно-благородно, что можно задремать. В концертных версиях, правда, кое-где (например, в «Ты где-то») есть продолжительные инструментальные вставки, которых не услышишь на студийниках - но и они скорее медитативны, чем виртуозны и зажигательны. Некоторым развлечением для слушателя может стать сравнение концертного вокала Евы со студийным. Впрочем, это ненадолго: быстро выясняется, что петь на сцене вживую артистка умеет, импровизирует очень аккуратно - словом, особой интриги это сравнение не принесёт. В итоге концертник можно использовать только для двух целей: те, кто был в «Крокусе», могут предаться воспоминаниям о своих ощущениях; тем, кто не был, остаётся послушать неплохой сборник песен Евы в не вполне канонических версиях. «Ты где-то», «Игры», «Выход», «Я тебя тоже нет (Je t'aime), «Это сильнее меня», «Люби меня по-французски», «Лучшее в тебе» и так далее в своё время доказали, что поп-музыка не обязательно должна быть глуповатой. Более того, тексты Евы и по прошествии лет продолжают удивлять и восхищать самоиронией, интеллектом и отсылками в «белорусское полесье». Польна всегда вставляла в песни слова из лексикона, чуждого поп-звёздам, и даже самые странные образы у неё оказывались уместными и органичными. В итоге прослушивание концертного сборника в конечном итоге превращается в наблюдение за словесным жонглированием - и тут почему-то не важно, что многие песни мы слышали по сто раз, там всё равно находятся какие-то ранее не увиденные текстовые мини-шедевры.
После этого с большими надеждами приступаешь ко второму альбому - они были изданы одновременно, концертник и «Неизданное (Лирика)», где Ева Польна декламирует свои стихи под фоновую музыку. Это именно стихи, не ставшие песнями, - и они большей частью разочаровывают. Оказывается, образы, которые хорошо и остроумно звучат в поп-электронной музыкальной обёртке, сами по себе выглядят претенциозными и необязательными. Собственно, на примере этих дисков можно наглядно показывать разницу между поэтом и поэтом-песенником. И даже по-своему неплохие стихи - возможно, они достойно смотрелись бы напечатанными на бумаге, - могут выглядеть странно неуместными при произнесении вслух.
Алексей Мажаев,InterMedia