«Пэн: Путешествие в Нетландию»: Летучий голландец Второй мировой ****
Приключенческая сказка «Пэн: Путешествие в Нетландию» выйдет в российский прокат 8 октября 2015 года. Режиссер: Джо Райт. В ролях: Хью Джекман, Леви Миллер, Гаррет Хедлунд и другие.
Каждый ребенок знает о Питере Пэне – мальчике, который упорно не желает взрослеть. Но не все в курсе, что в 20-е годы прошлого века этого волшебного мальчугана из-за нависшей над ним смертельной опасности сдала в детдом любящая мать. Когда Питеру исполнилось 12 лет, началась Вторая мировая война, однако и это прискорбное обстоятельство не укротило озорного нрава героя. Во всех приютских шалостях Пэн, как правило, был зачинщиком. Особенно, если дело касалось сварливой воспитательницы Барнаби, норовящей провернуть за счет сирот свои темные делишки.
Однажды Питера Пэна похитили воздушные пираты из параллельного измерения. Архаичного вида летучий корабль доставил мальчишку в мрачное место – преисподнюю в виде исполинской каменоломни, в которой всем заправлял безжалостный капитан Черная Борода. Бесстыдно эксплуатируя подневольных ему граждан, тиран заставлял их добывать чудодейственные кристаллы, дарующие вечную молодость. А поскольку ценных минералов становилось все меньше и меньше, Черная Борода уже буквально рассыпался на ходу, не уставая при этом строить различные козни. Познакомившись с эгоистичным шахтером по прозвищу Крюк, Питер Пэн понял, что нужно срочно готовить побег. Скитания по сопредельным землям привели мальчика и его друзей к дикарям, управляемым суровой владычицей Тигровой Лилией…
Гении мыслят параллельно, а уж сказочники и подавно используют бродячие сюжеты независимо друг от друга. Недаром у «Пэна» обнаруживается много общего с недавним российским мультиком «Необыкновенное путешествие Серафимы»: тот же приют времен войны, шаловливые дети, деспоты-воспитатели. При этом в нашем фильме больше исторической достоверности и отсылок к культу личности Сталина, а творение американских кинематографистов практически сходу утягивает зрителей в альтернативную реальность. Сцена воздушного боя, где наряду с бомбардировщиками сражается ветхий «летучий голландец», порадует любителей сюрреализма и проверит на прочность сознание впечатлительных ребятишек. А вотчина Черной Бороды удивит поразительным сходством с антуражем советского киномюзикла «Остров погибших кораблей». Тем более, без убойного музыкального номера не обошлось и здесь: сборище асоциальных оборванцев дружно грянет «Smells Like Teen Spirit» «Нирваны» в переложении для хора!
Примерно таким Макаром «Пэн» будет ездить безжалостным катком по неокрепшим нервам маленьких зрителей всю первую половину экранного времени. Упрекнуть в этом его создателей даже не поворачивается язык. Ведь одна из главных задач, которую успешно решает фильм – выработать у детей правильное отношение к смерти. Наверное, многих в детстве наполняло леденящим ужасом первое осознание конечности собственного бытия. Если рядом вовремя не оказывался теоретически подкованный человек, способный правильно расставить акценты в этой щекотливой теме, то можно было натурально лезть на стену от отчаяния или пуститься во все тяжкие. Собственно, так оно и происходит с Черной Бородой, и в «Пэне» великолепно показана вся тщетность потуг этого искусственно молодящегося фрика в исполнении эксцентричного Хью Джекмана.
Чуть похуже в фильме обстоит дело с семейными ценностями. Грустно, но исходя из того, что в канонической версии сказки капитан Крюк оказался злейшим врагом Пэна, фундамент человеческих отношений, заложенный в фильме, оказался довольно зыбким.
Денис Ступников,InterMedia