Саундтрек к фильму «Марсианин» ****
2015, Columbia
Издатель выпустил под маркой саундтрека к «Марсианину» Ридли Скотта два разных альбома. Первый - собственно саундтрек, киномузыка композитора Гарри Грегсона-Уильямса, второй - сборник «песен из фильма», в котором превалируют развесёлые и жизнеутверждающие диско-композиции 70-х годов. Этот нестандартный ход на самом деле очень точный и правильный. Если бы всё было свалено в кучу в рамках одного диска, естественно, «Waterloo» от ABBA и «I Will Survive» от Глории Гейнор (в самых что ни на есть канонических версиях) оттянули бы на себя львиную долю внимания. Такое часто происходит в аудиоверсиях оригинальных саундтреков к фильмам: слушатель, кроме каких-то специальных любителей киномузыки, воспринимает музыкальные темы из картины как фон, становящийся слишком навязчивым в отсутствии видеоряда, и с облегчением встречает песни (которые в самих кинофильмах могут быть вообще только на титрах). Есть мнение, что хорошая киномузыка - это та, которую зритель во время фильма вообще не замечает: это значит, что она органично иллюстрирует повествование.
Здесь же - мухи отдельно, котлеты отдельно. Что считать мухами, а что котлетами, каждый может решить самостоятельно, но если бы спросили вашего рецензента, он бы ответил, что мух тут вообще нет, зато к котлетам есть гарнир, который можно съесть отдельно. Как ни странно, музыка из «Марсианина» производит более сильное впечатление, чем песни из фильма. Гарри Грегсон-Уильямс отлично знает своё дело: на его счету - саундтреки к «Детям шпионов», «Хроникам Нарнии», видеоиграм Metal Gear Solid и т.д. В том, что касается создания тревожной или торжественной атмосферы, он абсолютный профи. Впрочем, тем же могут похвастаться ещё несколько десятков голливудских композиторов, но на их фоне Гарри сумел блеснуть непредсказуемостью, таки вставив в звуковую дорожку несколько тем, которые можно использовать и в отрыве от «Марсианина». Хотя, несомненно, они навеяны межпланетной темой: так, «Making Water» напоминает жизнеутвержающие произведения пионеров коммерческой электронной музыки, фантазии которых вечно витали в космических облаках, а «Science the S*** Out of This» напоминает растерянный электронный лаунж - более, кстати, соответствующий мизантропскому характеру забытого на Марсе героя Мэтта Дэймона.
Сопутствующий сборник песен, разумеется, имеет более высокий коммерческий потенциал: слушатель одновременно любит предсказуемость и сюрпризы - и подборка совмещает одно с другим. Давно знакомые песни ABBA, Глории Гейнор, Донны Саммер, Дэвида Боуи звучат в неожиданном сочетании и необычных обстоятельствах - концепцию сборника можно описать как аудиответ на популярный вопрос, какую музыку вы бы взяли с собой на необитаемый остров (в данном случае, на необитаемую планету). В основном ту, которая тотально противоречит настроению марсианского Робинзона Дэймона. Однако показательно, что даже в сборнике диско-песен финальным треком поставлено инструментальное произведение «The Martian Score Suite» Гарри Грегсона-Уильямса, которое вполне убедительно выглядит в соседстве с хитами - и возможно, даже заставит кого-то послушать диск с инструментальной звуковой дорожкой.
Алексей Мажаев, InterMedia