Хоровые впечатления «Московской осени»
37-й Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» уже шагает по столице, начавшись в этом году на десять дней раньше, чем обычно, и приносит много ярких впечатлений любителям музыки. Фестиваль по традиции организован при поддержке Российского Авторского Общества, которое ежегодно дает возможность почитателям современной академической музыки послушать премьерные исполнения новых произведений любимых композиторов. Вклад организации в проведение "Московской осени" ценят и авторы, и благодарная публика.
Особо выделились два хоровых концерта, герои которых – Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова (художественный руководитель и дирижер, лауреат Всероссийского и международного конкурсов Евгений Волков) и Камерный хор московской консерватории (дирижер - лауреат международных конкурсов Александр Соловьев). Это два не похожих друг на друга коллектива - каждый со своей стилистикой, репертуаром. Госхор отличает масштаб, фундаментальность, основательность владения традицией и сочетания ее с современностью; Камерный хор необыкновенно мобилен, динамичен – студенты учат быстро, представляют много. Но оба коллектива имеют отчетливо выраженные общие черты. Руководители – молодые дирижеры-хормейстеры, еще не достигшие 40-летнего рубежа. Они горят музыкой, творчеством, находятся на пике энергии, желания творить и вовлекать людей в круг хорового искусства, которому поклоняются сами. Оба – ученики, последователи выдающегося музыканта Бориса Григорьевича Тевлина. Есть ли между ними соперничество? Конечно, но это соперничество за художественное совершенство, чистое ясное звучание, ансамблевую слаженность при исполнении хоровой партитуры высокой степени сложности.
Концерт Камерного хора проходил в рамках «своего» фестиваля – XI Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г.Тевлина. Открывая 30 октября концерт на сцене переполненного Большого зала Московской консерватории, председатель Союза московских композиторов Олег Галахов обратил внимание на девиз фестиваля – «Формула успеха!» Развивая свою мысль, он сказал, что для композиторов определение «формула» не очень понятно, а вот успех – он налицо. Только в 2014 году Камерный хор завоевал три золотые медали на World Choir games (Рига, Латвия) в номинациях «Смешанные хоры», «Духовная музыка», «Современная музыка».
Юбилейный концерт в честь 20-летия Камерного хора продолжался чуть ли не до полуночи. Перед публикой предстали лучезарность В.А.Моцарта, классика С.Танеева, серьезность и сложность Р.Щедрина, к сочинениям которого хор нередко первым обращается. И здесь же - ясность, доступность, огромная сила внушения произведений А.Пахмутовой. О присутствии Александры Николаевны можно было судить по аплодисментам, взорвавшим зал при ее появлении. Новаторство и гармоничность сочинений Ю.Евграфова и шутка А.Чайковского, красота сочинения Т.Шахиди и развлекательность джазовых композиций. У Камерного хора уже была готова программа, отпечатаны рекламные материалы, а Е.Подгайц только-только написал новый хор. И коллектив выучил и представил эту поэтичную, колористически своеобразную партитуру.
Исполнение хора отличала легкость, импровизационность, складывалось впечатление, что это - обрядовое действо, полное театральности: хор давно взял на свое вооружение динамичное перемещение по сцене, собираясь живописными группами по два, три, двадцать человек, причудливо переплетенные танцующие руки то над головами, то вдоль тела артистов хора. Голоса солистов - В.Джиоевой, Е.Кунгурова, Н.Гулицкой - вносили свои незабываемые краски; инструменталисты - Д.Крамер, Е.Мечетина, Е.Кривицкая, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», а чего стоит партия бубна – с его мягким чудодейственным шаманством.
Концерт Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова состоялся через день, 1 ноября, в Доме композиторов. Дирижер Евгений Волков вышел на авансцену и предложил присутствующим почтить минутой молчания погибших в авиационной катастрофе над Синаем.
80 человек хора - это контраст огромной силы, мощи и индивидуальных возможностей солистов, что подчеркивал главный хормейстер, лауреат международных конкурсов Александр Топлов, дирижировавший своей частью программы. Пение хором – это соборность, коллективное переживание, беседа единомышленников, а уж темы для обоюдной беседы могут быть самыми различными. Программа была во многом построена на значении Слова. Е.Волков, являющийся большим знатоком, ценителем слова во всех его проявлениях, комментировал каждый номер концерта. Знакомые с детства поэтические строки были заново прочтены нашими современниками: У.Шекспир, А. Цветаева в поэме А.Кулыгина «Офелия». К творчеству А.Пушкина обратился В.Ульянич в двух хорах «Пора, мой друг, пора» и «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Программным можно считать сочинение Кирилла Волкова «Русский язык», основой которого послужили слова И. Тургенева. И тут же контраст – распетое Т.Буевским краткое «Отче наш» в смелой концертной интерпретации.
Неожиданные открытия всегда присутствуют в программах коллектива. Недавно найденная хоровая поэма «конструктивиста» А. Мосолова написана в 1942 году. «Донбасс! Донбасс!» - никакой конъюнктуры в исполнении данного сочинения нет, оно написано с такой силой переживания и убеждения, что явно перекликается с современными событиями.
В июне 2015 года Госхору была доверена честь представить российское искусство на сцене парижского Salle Gaveau в рамках международного культурного проекта «День России в мире», осуществленного Благотворительным фондом «Классика» при поддержке Президента и Правительства РФ. Этот визит принес в репертуар хора обработку французской партизанской песни, сделанной А. Хачатуряном. На бис была исполнена хоровая транскрипция знаменитой музыки Г.Свиридова «Время, вперед!», звучащей как заставка телевизионной информационной программы «Время». Таким образом, концерт получил обрамление, основанное на событиях онлайн; тайные знаки драматургической концепции программы явно проступали – вот Россия, вот щедрость зарубежных стилей, классика и современное творчество, которое высвечивает отношение к окружающему миру, его проблемам, надеждам, потерям и обретениям.
Т. Журбинская, музыковед