«Центр» - «Первый пещерный» ***
2015, «Союз Мьюзик»
Василию Шумову так и не удалось возродить среди российских рокеров моду на песни протеста или, как Василий это называет, «активистскую» музыку. Объявленные лидером группы «Центр» интернет-конкурсы дали результат, не слишком отличающийся от нулевого. О том, какие выводы сделал из этого сам Василий Герардович, мы можем судить по новому альбому «Центра» «Первый пещерный». Нужно отметить, что Шумов и Ко в принципе и сами никогда не были особенными звёздами «активистской музыки». Даже приуроченные к выборам альбомы «Мне хорошо» были скорее язвительными, чем протестными. Вот в этом, в наблюдениях за природой и хозяйственной деятельностью человека, Василий всегда великолепен. К тому же и отстранённая форма его высказываний вряд ли способна зазвать кого-то даже на виртуальные баррикады - зато ироничный подход к вопросу вызывает чувство сопричастности у самостоятельно мыслящих слушателей и, не исключено, возбуждает мыслительную деятельность у тех, кто только учится думать.
Группа сообщила, что на новом альбоме «Центра» «не использовались, а точнее – были запрещены какие-либо клавишные и синтезаторы». Это почти сенсационная новость, учитывая, что звучание коллектива, всегда ассоциирующееся с электронщиной, практически никак не поменялось, только достигается нынче гитарными методами. Кроме того, Шумов сделал пластинку концептуальной - все его наблюдения и диагнозы крутятся вокруг придуманного им «Первого пещерного банка». Нельзя сказать, что это безоговорочно удачная придумка, но концепция стала способом отразить «глубоко консервативное, пещерное, переходящее местами в мракобесное, мировоззрение бессменного президента Первого Пещерного Банка Игуанодона Блестящего». Местами отсылки к Первой пещерной тематике выглядят слишком навязчивыми и раздражают - но 55-летний Шумов, заставший ещё советские худсоветы, очевидно, видит одним из способов борьбы с мракобесным мировоззрением доведение всего и вся до полного абсурда.
При этом «пещерно-банковские» тематические ограничения совершенно не мешают Василию высказываться по широкому кругу тем - от перечисления святых обязанностей работодателя до красот братской Монголии с непременной рифмой «Сухэ-Батор - Улан-Батор». «В школе» выносит приговор деградировавшей системе образования, причём фирменный пофигизм шумовского исполнения только усиливает эффект, «Толстые люди» описывают побочные эффекты фитнес-бума. Песни, которые называются «Жаба душит», «Общественные гопники», «Словоблудные войска» и т.д., тоже не разочаруют вдумчивого слушателя. «Кандидат у нас один, денег много мы ему дадим», - бубнит Василий в коротком ските «Настречу выборам», предваряющем песню «Десятый срок», посвящённой выдвижению Игуанодона Блестящего на десятый президентский срок. Игуанодон игуанодоном, а реалии здесь описаны весьма узнаваемые: «агитируют за десятый срок прикормленные электрогитары», «Десятый срок, десятый срок - срок реальных дел», «кандидат идёт на десятый срок, в победе нет сомнений, как же избирателю повезло, что есть такой удивительный гений». К слову, привычно монотонный Шумов, перечисляя эти лозунги, входит в некоторый раж, так что под «Десятый срок» можно даже маршировать.
Алексей Мажаев, InterMedia