Денис Мацуев: «Музыка примиряет людей и служит прекрасным лекарством»
О КОНЦЕРТЕ В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ
— Продали за три часа билеты! Мы ведь фантазеры с Валерием Гергиевым, в хорошем смысле этого слова. И наши планы расписаны до 2020 года, но вне рабочего графика мы любим импровизировать. У меня оказалось четыре свободных часа, поэтому с удовольствием сыграл в Санкт-Петербурге.
О ВТОРОМ КОНЦЕРТЕ ПРОКОФЬЕВА
— Без любви невозможно играть и выносить на сцену произведение. Конечно, я преклонялся перед этой гениальной музыкой Прокофьева, но у нас не было с ней контакта. А сейчас начался большой и, я надеюсь, долгоиграющий роман. Физически Второй концерт играть очень сложно. Душевный настрой должен быть серьезен, как никогда.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ВЛАДИМИРОМ СПИВАКОВЫМ И ВАЛЕРИЕМ ГЕРГИЕВЫМ
— Нет. То, что мы делаем, приносит мне радость. Перед каждым выходом на сцену с этими легендарными мэтрами и моими друзьями я испытываю огромное вдохновение. Они никогда мне ни в чем не отказывали, и я им не отказывал тоже. Самое большое счастье, которое только может быть на свете, — это играть вместе с уникальными музыкантами.
О ТЕНДЕНЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
— Мне кажется, в наше непростое время особенно важно не потерять бережное отношение к культуре при всех сокращениях зарплат и финансирования проектов. А для этого нужно продолжать искать поддержки в равной степени от государства и меценатства. И в этом плане как никогда необходим закон о государственно-частном партнерстве, вступающий в силу с 1 января 2016 года. Герои нашего времени за последние 20–25 лет — это учителя и музейщики, работающие не за деньги, а за идею в своей профессии. Их нужно поддерживать и всячески им помогать.
Другая тенденция в том, что концертные залы переполнены, несмотря на кризис. Люди хотят слушать классическую музыку, поскольку наелись ширпотреба. Концерт классической музыки — не попкорн, который ты съел, коробку пустую выбросил и обо всем забыл тут же. Поэтому важно продумать просветительские и образовательные программы для привлечения новой слушательской аудитории и сохранения имеющейся. Мы ведь счастливые люди — музыканты, так как говорим на языке, не требующем перевода. Музыка примиряет людей и служит прекрасным лекарством. Это «сценотерапия» (термин придумали мы с Владимиром Теодоровичем Спиваковым), которая лечит всех на сцене и в зале.
(Анна Ефанова, «Известия», 09.11.15)