Константин Бронзит: «Наш зритель просто не может случайно включить телевизор и увидеть мой мультфильм»

ОБ УСПЕХЕ МУЛЬТФИЛЬМА «МЫ НЕ МОЖЕМ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА»

- Это началось больше года назад, в августе 2014 года, на фестивале в Хиросиме. На сегодняшний день фильм собрал 52 международные награды. Я сразу понимал, что снимаю так, чтобы задеть чей-то нерв… прежде всего, мой собственный. А там это откликнется и у кого-то другого. Иначе быть не может. Мультипликация, к сожалению, искусство очень условное, почти абстрактное. Там очень сложно играть на территории чувств, задевать эти струны. Часто современная анимация очень формальна, персонажи чисто функциональны: этот хороший, тот плохой. Неизбежная проблема, каждый раз приходится ее преодолевать. Главное — ее сознавать и попробовать с ней справиться через сюжет, композицию, раскадровки. В предыдущем фильме «Уборная истории – любовная история» я уже прошел через это: там был человек, живущий в кадре, не функция. И речь шла о любви. А в «Мы не можем жить без космоса» сюжет коснулся смерти, потери, чувства одиночества. Чтобы с этим не справиться, надо быть совсем тупым. Хотя у меня по-прежнему нет ощущения, что я справился до конца.

О ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ

- Я много думал об этом. И сделал такой чудовищный вывод: литература — враг кинематографа. Это настолько разные, несопоставимые средства, что, как только кино напрямую обращается к тексту, оно сразу теряет себя и становится беспомощным. Об этом и Дэвид Кроненберг недавно говорил: закадровый литературный текст — первый признак беспомощности режиссера. Кинематограф так перечеркивает себя начисто. А в мультипликации закадровый текст используется сплошь и рядом. Раньше я об этом не размышлял, но все равно старался не быть зависимым от любой литературы, обходиться без этого костыля.

О ФИЛЬМЕ «АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ»

- Это коммерческий проект, большое кино! Отдельные правила игры, которые необходимо соблюдать. Без литературы никак. Хотя слово «фиаско» не такое уж пугающее. Знаешь, когда меня спрашивают, какие фильмы я сделал, я всегда забываю об «Алеше Поповиче», пока собеседник сам не напомнит. Он стоит настолько особняком — как будто другой человек сделал… Но большое кино всегда коллективный труд. «Мы не можем жить без космоса» — это я. А там — не я.

ОБ ОТНОШЕНИИ К АНИМАЦИИ В РОССИИ

- Такой мелкокалиберный, штучный товар, как наш, сегодня не нужен ни кинотеатрам, ни телевидению. А это главное. Во Франции есть телеканал ARTE, в Англии — Channel 4, они не только показывают, но и спонсируют авторскую анимацию. Есть регулярные сеансы короткометражной анимации во многих кинотеатрах. Любой может купить билет и посмотреть. Наш зритель просто не может случайно включить телевизор и увидеть мой мультфильм. А я однажды приехал во Францию, включил телевизор и увидел свой мультфильм! Можешь себе представить? Во Франции, не в России. Не нужно это здесь никому. Раньше-то был госзаказ и мультфильмы автоматически попадали в ротацию на государственное телевидение. Сегодня этого нет и нас никто не знает.

(Антон Долин, «Афиша-Воздух», 09.11.15)

Последние новости