София Курбатова - «Карма не отработана» ***
2015, «Студия Союз»
После выхода дебютного альбома Софии Курбатовой «Саманта Смит» не прошло и года, а певица уже выпустила очередную пластинку. «Карма не отработана» оказалась не менее примечательной с точки зрения песенного наполнения и перспектив. В то же время можно констатировать, что за время между альбомами проект никак не продвинулся в медиа-пространстве. В такой ситуации диски можно выпускать хоть каждый месяц, всё равно они не доходят до аудитории. Но это, право, странно: при грамотном позиционировании и подаче Курбатова с её юниорской наглостью могла бы занять заметное место на нашем поп-небосклоне. А то у рецензента порой возникает ощущение, что он эти альбомы слушает в одно лицо.
Ладно, раз никто больше не слушает, почитайте хотя бы рассказ о пластинке «Карма не отработана». Трек-лист свидетельствует о серьёзном отношении Софии Курбатовой к названиям песен - и, что характерно, тексты тоже изобилуют не самыми банальными образами. Загадки слов начинаются прямо с первого трека «Земли индейцев Навахо». Название обязывает к включению в аранжировку некоего этно-компонента, но не только. София выступает здесь в жанре «нечто среднее между группой «Чили» и певицей Варварой» и почти эпатирует в припеве: «Если не тот он, кого ты ждала, если он всё зачеркнул одним махом, верни ему всё, что когда-то брала, и пошли его на...», но не туда, куда все невольно подумали, а на «земли индейцев Навахо». Нетривиально, поэтично и для неудачливого кавалера не обидно. В песне «Что-нибудь поесть (Тотем)» Курбатова демонстрирует высокий голос, бойкую девичью поэзию и замечательный в своей стервозности припев: «Но мне вообще от жизни нужно мало - над миром власть и что-нибудь поесть». Символом мирового господства здесь служит сэмпл из «Dancing Queen» группы ABBA. А вот заглавная песня, несмотря на интересное название, оказывается довольно безликой - впрочем, о такой неровности в подборе материала пластинки я писал ещё в рецензии на первый диск. Минусы этой ситуации очевидны, а явным плюсом оказывается непредсказуемость: садишься слушать и ни в жизнь не угадаешь, что за невнятной «Кармой» последует светлая и красивая «Намёками», а потом - «Зажигай» с отличным припевом, а потом - довольно сложная композиция «Последний день».
В «Эльфе» примечателен контраст между наивным текстом и слишком «взрослым» голосом, песней «Здравствуй, оружие» София Курбатова будто оставляет заявку на вступление в московское акустическое подполье имени Ольги Арефьевой, зато в «Я надеюсь, что ты умер» это просто припевочка с девочковыми тараканами: «Я надеюсь, что ты умер, а не просто не подходишь к телефону». «Москва-одиночество» демонстрирует умение певицы работать в «снайперском» стиле, «Остаюсь» звучит вполне романсово, а «Мир хижинам» - как бардовская песня. От такой эклектики к концу альбома голова ощутимо начинает идти кругом. Если проект всё же хочет как-то приблизить себя к широкой аудитории, то весь диск ей лучше не показывать - лучше начинать с песен «Намёками», «Зажигай», «Что-нибудь поесть» и, в качестве лёгкой провокации, «Земли индейцев Навахо».
Алексей Мажаев, InterMedia