«Шпионский мост»: Он не сошел с ума – ты ничего не знала ****
Политический триллер «Шпионский мост» выйдет в российский прокат 3 декабря 2015 года.Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Доменик Ломбардоззи, Виктор Верхак и другие.
Советский резидент Рудольф Абель тщательно маскируется в США под скромного художника. Каждый раз, выезжая на пленер, он делает вид, что старательно изучает окрестные пейзажи, однако всегда возвращается домой с монеткой, внутри которой запрятана какая-нибудь шифровка. Странные махинации вечно хлюпающего носом анахорета не ускользнули от наблюдательных агентов ФБР. Абеля арестовывают. Несмотря на то, что во время несанкционированного обыска разведчик все-таки успел уничтожить важную улику, от американского правосудия ему отвертеться не удается.
В прессе нагнетается антисоветская истерия. Абелю грозит электрический стул, но формально процесс должен быть обставлен по всем правилам, поэтому к преступнику прикрепляют адвоката – специалиста по страховым делам Джеймса Донована (Том Хэнкс). Тот всеми силами пытается откреститься от неблагодарной миссии, которая в любом случае нанесет непоправимый урон по его безупречной репутации. А когда Доновану все-таки навязывают хлопотное поручение, он неожиданно проникается симпатией к своему подзащитному, встает в позу и настойчиво требует неукоснительного соблюдения всех конституционных норм в ходе расследования. Так в одночасье адвокат превращается в самого ненавистного для добропорядочных американских граждан предателя. Кто бы мог подумать, что его дальновидные прозрения сработают через несколько лет, когда шпион Фрэнсис Пауэрс будет сбит на своем U2 над территорией СССР?..
После развесистой антисоветской клюквы «Номер 44» к любой шпионской кинопродукции на тему холодной войны априори относишься настороженно и придирчиво. К счастью, излишние опасения оказываются напрасными. Стивен Спилберг держит марку и не опускается до откровенного промывания мозгов. Да, с полковником Абелем обращаются бережно, а летчика Пауэрса пытают, да, старушка Европа в фильме больше похожа на ледяное озеро Коцит из дантовского ада. Но зато экранный Рудольф Абель оказывается на голову честнее и благороднее своих «праведных обвинителей». К тому же он не лишен чувства прекрасного, ведь жена-арфистка приучила его слушать Шостаковича, да и живописные полотна из-под кисти нашего легендарного резидента действительно выходят стоящие. А вот издержки уродливой пропаганды в американских школах 50-60х режиссер показал без прикрас и где-то даже гротесково. И за эту объективность ему отдельный поклон.
Как бы то ни было, на политических хитросплетениях сюжета чрезмерно зацикливаться не стоит, ведь не они здесь правят бал. «Шпионский мост» больше про роль личности в истории. Буквально на наших глазах педантичный бюрократ Донован перевоплощается в гениального комбинатора, просчитывающего ситуацию на много ходов вперед и в одиночку решающего проблемы государственной важности. Ценно вдвойне то, что такая метаморфоза обошлась без всякой супергеройской бравады. Просто Донован оказывается настоящим мастером своего дела, который не забывает о профессиональной этике даже в самых патовых ситуациях. Тут можно провести параллели с хирургом, спасающим жизнь заклятому врагу, или журналистом, который, стиснув зубы, выполняет редакционное задание взять последнее интервью у безнадежно больной знаменитости. Такие истории всегда оставляют в душе глубокий след и помогают по-новому оценить пределы человеческих возможностей.
Филигранная отделка психологических нюансов заставила Спилберга с особой придирчивостью отнестись и к визуальному ряду фильма. «Шпионский мост» не грешит обилием компьютерных эффектов: антураж старых зданий Манхэттена и полуразрушенных кварталов Восточного Берлина воссоздавался вручную. А начальные кадры с рисующим автопортрет Абелем наверняка войдут во всевозможные пособия для студентов кинематографических вузов.
Денис Ступников,InterMedia