Максим Фадеев - «Савва. Сердце воина» **
2015, Издательство «Э»
Легендарный музыкальный продюсер (так написано на обложке книги) Максим Фадеев рассказывал своему маленькому сыну Савве сказки на ночь, сочиняя их, как многие родители, на ходу. У них была такая игра: папа начинает, ребёнок продолжает. Однажды Савва как-то особенно удачно отпарировал отцовский сюжет, после чего он уже не выходил у Максима Фадеева из головы. Спустя почти 15 лет всё это воплотилось в 3D-мультфильм, призванный «возродить российскую мультипликацию». Премьера ленты стала важнейшим светским событием ноября, в работе над озвучкой мультфильма принял участие цвет российского шоу-бизнеса, а большинство персонажей имеют реальных прототипов - кроме давно выросшего Саввы Фадеева, это другие родственники и знакомые Максима Александровича. В качестве отрицательных персонажей выведены враги продюсера, которых Фадеев не называет, предлагая зрителям угадать самостоятельно. Частью масштабной рекламной кампании стал и выпуск книжки - красочной, но чересчур тоненькой (64 страницы), чтобы оказаться литературной основой сценария фильма.
О том, что это не книга, а расширенный рекламный буклет, свидетельствует хотя бы та самая надпись «Максим Фадеев, легендарный музыкальный продюсер». Традиции книгоиздания вообще-то не предусматривают вынесение писательских титулов на переднюю обложку (в крайнем случае - в аннотацию на обложке задней). Издатели не пишут на книгах «офигенный беллетрист Б.Акунин и его захватывающий детектив «Азазель» и даже Пушкин на обложках просто А.С., а вовсе не «великий и наше всё». А тут вот так запросто - «легендарный». Очевидно, были опасения, что без столь доходчивого объяснения читатели ничего не поняли бы (ага, они ведь слепые, тупые и рекламы проекта не видели).
Само повествование - это не полноценная приключенческая сказка, а скорее её синопсис, мало чем отличающийся от тех сказок, которые на ходу сочиняют родители детям. По сюжету, мальчик Савва отправляется в полный опасностей путь к волшебнику, чтобы попросить того прислать храброго воина для защиты родной деревни от гиен, обезьян и демонов. К нему присоединяются белый волк, девочка Нанти и ещё несколько странных существ, считающих себя заколдованными. Среди них, что характерно, нет Трусливого Льва и Железного Дровосека, но читателю, знакомому с «Волшебником Изумрудного города», будет невозможно обойтись без мысленных сравнений со сказкой Александра Волкова. В чью пользу будет это сравнение, вы, наверно, уже догадались. Хотя в «Савве» больше волшебства, колдовства и пафосных речей, комиксовая стремительность повествования лишает героев и сюжет объёма, а читателей - переживаний. Даже самый маленький зритель не успеет толком разволноваться, знакомясь с самыми тяжёлыми испытаниями Саввы и его друзей, потому что все испытания длятся не больше страницы. Это в Изумрудный город идти долго, а когда придумываешь сказку на ночь, нужно, чтобы ребёнок поскорее заснул, поэтому размусоливать там нечего. Даже работая над «полнометражной» версией сказки, автор почему-то ничего этого не учел и сделал ставку на беглость рассказа. Некоторые характеры намечены интересно, но развития не получают. В итоге издание оказалось слишком большим для рекламного буклета и слишком маленьким для хорошей детской книжки.
Алексей Мажаев, InterMedia