Александр Васильев: «Все нормальные люди и стараются придерживаться золотой середины»
Концерт группы «Сплин» прошёл 13 ноября 2015 года в Stadium Live. Перед выступлением солист коллектива Александр Васильев пообщал с главным редактором журнала The Wall.
- Здравствуйте, Александр Георгиевич! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Надеюсь, мы вас не разочаруем их качеством и не утомим количеством. Начну с вопросов о музыке: какую музыку вы слушаете в последнее время?
- Я слушаю новинки, которые появляются, но я не могу сказать, что я на чём-то остановился. У нас так много своих песен, мы с ребятами столько времени проводим в студии, что, по сути, это и есть та музыка, которая постоянно меня окружает.
- Какие песни зарубежных или российских музыкантов вы исполняете наедине с собой и нравится ли вам играть в одиночестве? Есть ли на это время?
- Я распеваюсь всегда на «Аквариуме», «Машине времени», «Воскресении».
- Ничего не меняется с годами?
- Ну нет, почему же, я каждый раз выдёргиваю разные песни, и каждый раз они звучат заново. Но просто да, это же классика, у них такой текст, такие распевные мелодии…
- Песни часто пишутся в дороге, где вам удобней писать, в поездах, самолетах, автобусах?
Да всё равно, это не имеет значения.
- Обе части вашего альбома «Резонанс» вышли в том числе и на виниле, чем вы очень порадовали аналоговых поклонников. Как вы сами относитесь к возрождению увлечения винтажными записями?
- Слушайте, этот винил в 150-миллионной стране спросом не пользуется, он нужен от силы тысяче коллекционеров, так что да, для них вот как раз мы его и выпускаем (смеётся). Спросом особым такие записи не пользуются.
- Не скажите, Александр Георгиевич, знаю очень многих ребят, которые действительно ходят и ищут пластинки.
- Да? Не знал, ну это классно! Здорово!
- А на каких устройствах вы сами слушаете музыку?
- С компьютера в основном слушаю. И с телефона через наушники.
- А есть ли такая песня, с которой всегда приятно начать день?
- Все дни разные…
- Что нужно в принципе, чтобы день выдался хорошим?
- Только твоё собственное желание.
- Интересно узнать, есть ли среди ваших инструментов любимая гитара, возможно та, которая всегда была с вами?
- Нет, у нас их несколько, и я путаюсь в них на самом деле. Они все хорошие. Никогда не знаю, на чём играю, это не так важно.
- Как вы относитесь к современной молодёжи и их поведению? Видите ли разницу между публикой, которая была с вами 20 лет назад и сейчас?
- Ну погодите, я сам ещё копыта не откинул, поэтому я как-то себя от молодёжи и не отделял по большому счёту (смеётся).
- Но публика же как-то изменилась или это не чувствуется?
- Здесь много чего изменилось: здесь изменился общественный строй, научно-технический прогресс сдвинулся вперёд, но, по сути, человеческая природа не изменилась, разве что помимо радости пришёл и стресс, но это во все времена было, эти колебания. Человек уже долгое время не меняется. Согласно исследованиям учёных, ДНК человека отличается от ДНК обезьяны всего на три процента, то есть в эти три процента и входит всё наше сознание, ум, культура и так далее. И наша цель – это четыре, понимаете (смеётся)? И иногда мне кажется, что это всё можно сделать усилием воли, работая над собой.
- А вы над собой часто работаете?
- Крайне редко.
- А в чём причина? Не хочется?
- Неохота…
- Лень?
- Да.
- Что тоже, собственно, базовая человеческая черта характера, если так можно выразиться (смеётся). Хочется снова вернуться к творчеству – Вы кого-то из современных российских исполнителей слушаете или нет? Как вы относитесь к современникам?
- Вы знаете, только вот за последнюю неделю я для себя два имени открыл. И один исполнитель мне очень понравился, а другой очень не понравился, но два имени в неделю для нашей страны – это очень много.
- Конечно, много, удивительно даже, для России особенно. К тому же, при вашем графике ещё и следить за тем, что творится вокруг – действительно впечатляет. Перейдём к литературе. Как вы относитесь к современной зарубежной литературе?
- Я потерял с ней связь лет 15 назад.
- А читали Паланика, Кутзе, Беньофа, может быть?
- Как я рад за вас, ребят, что у вас есть своя литература. Потому что мне кажется, что я свой багаж набрал к 2000 году уже точно. И, безусловно, мне было бы интересно залезть в какую-нибудь книгу и открыть для себя новое имя, но я всегда жду появления какого-нибудь гранд имени, не просто популярного писателя, а писателя, который навсегда останется: такие появляются редко. А раньше читал много. Понимаете, мне ещё повезло вылезти из советского строя в рыночный, то есть из строя, где всё было запрещено, и всё приходилось доставать из какого-то подполья. В такое время, понимаете, когда всё под запретом, всё интереснее в десять тысяч раз. Когда к тебе друган подходит и вот так вот кассету отдаёт, и так тихо-тихо, чтобы училка не видела, чтобы директрисе не заложила: «Слышишь, этот там, «Киноооо», только тссс». И всё, ты пулемётом после школы домой, быстро вставляешь кассету, чтобы понять, что там за «Кино» такое.
- А понравилась тогда эта группа?
- Нет. Ну понимаете, к тому времени и «Аквариум», и «Машина времени» набрали огромную силу: поэтическую, музыкальную, а Цой был только в самом начале пути и, конечно, песни у него тогда детские были, и это абсолютно нормально, очень хорошо, что он тогда их опубликовал, он сам это переварил, пережил, и дальше шёл уже вверх по ступеням, никуда не торопясь, с восточной мудростью, до пика добрался.
- Вы потом переоценили его творчество? Оно вам стало ближе?
- Ну, как вам сказать… Я понимаю, почему он так популярен. Скажу так: мне его образ нравится больше, нежели его песни. Весь этот мужественный образ «нашего» Брюса Ли, он мне кажется безупречным, я его обожаю. Но при этом я не могу сказать, что я являюсь поклонником группы «Кино». Для меня они простоваты, я люблю более закрученные «ходы» в текстах.
- Если уж мы заговорили о текстах – наверное, вы знаете, что авторство слов некоторых ваших песен по ошибке приписывается Бродскому. Что об этом скажете? Это вам льстит или, наоборот, раздражает?
- Знаете, я живу в стороне от всего этого. Мне всё равно. Вот честно, зачем забивать голову этим? Бежать, доказывать, что «это я, я, я», бить себя кулаком в грудь. Какая мне разница? Пусть, что хотят, то и думают, а кому надо, тот всё и так знает.
- Перейдём к фильмам. Вы часто их смотрите, у вас есть на это время?
- Да.
- В 2014 году вышел фильм «Одержимость», который получил Оскара за лучшую мужскую роль второго плана, смотрели ли вы этот фильм?
- Нет.
- Суть в том, что преподаватель молодого барабанщика доводил его до истерик, до изнеможения, издевался над парнем, чтобы получить от него творческий максимум. Разделяете ли вы такой подход к обучению музыке?
- Как хорошо, что я не смотрел этого фильма! Вот я сейчас вас слушаю, отлично, что я пропустил его.
- То есть так музыканта учить нельзя? Гения нельзя выдрессировать?
- Понятия не имею. Правда.
- А что насчёт музыки в кино? Как вы считаете, важна ли музыкальная составляющая в кинематографе, и как она должна быть преподнесена – как песни с текстом, или всё же музыка без слов?
- Понимаете, если в хорошем фильме выключить музыку, то фильм станет какой-то нелепостью. Действительно, исчезнет эта составляющая, которая из кино делает чудо. То есть да, там будут ходить люди, да, они там будут разговаривать, будет какое-то действо, но без музыки, пусть даже фоновой, – без неё просто никуда. Неслучайно в хороших фильмах она как змея – то подползла в кадр, звучит-звучит и потихоньку уползает в нужный момент.
- А какие фильмы вы считаете хорошими?
Те, на которых мы зависаем. Я люблю щёлкать фильмы, а потом вот раз, опа, прямо по картинке видно, что вот это то самое. Они ещё ничего не сказали, они ещё стоят в каких-то своих позах, а видно, что кино хорошее.
- На какие такого рода фильмы вы попадали за последнее время?
- В XXI веке, особенно после появления эффектов 3D, столько всего снято интересного… А если раньше –Бёртона фильмы, вот Андерсон сейчас, Уэс Андерсон, с «Королевством полной луны» и «Отелем “Гранд Будапешт”» – мне нравятся сказочные фильмы, фантасмагории.
- А «Крупную рыбу» вы смотрели?
- Нет.
- Мне кажется, вам понравится! Эта трагикомедия Бёртона замечательна.
- Возможно, хорошо, спасибо.
- И ещё один вопрос про кино – возможно, есть для вас идеальный образ женщины в кинематографе?
- Слушайте, в кино так много красивых женщин… Я не хочу среди них конкурс красоты проводить (смеётся).
- Нет, я не говорю о внешности, а что насчёт образа целиком?
- Какие-то актрисы есть, да, убедительно играли, такие, что глаз не отвести. А какие-то вот явно врут. Это как в жизни всё.
- То есть важна искренность? Если актриса играет искренне, то больше вероятность, что она вам понравится?
- Я вот, что скажу: лучшие актёры и актрисы не играют вообще. Они заходят в кадр и думают вообще о своём, а все замирают почему-то. Тот же Бодров в «Брате». Он вообще не профессиональный актёр, а вся страна сидит, смотрит на него, и вообще вспоминает наисветлейшим образом. И чем светлее образ, тем быстрее гибнет человек почему-то. Парадоксальная тенденция.
- Христианская, я бы сказала.
- Знаете, многие люди после этого сами стали себя на крест вести. Вот этот парень, который поджёг дверь ФСБ (в ночь с 8 на 9 ноября 2015 года художник Пётр Павленский устроил, по его словам, акцию протеста против терроризма. – Прим. автора) – это явно крайний случай из этого ряда. Художник уже не просто наблюдает за страданиями, он сам лезет на крест, чтобы ощутить то же самое.
- Какие качества вы цените в людях?
- Малое количество вопросов.
- Это камень в мой огород (смеётся)?
- Нет, ни в коем случае.
- За что вы цените своих друзей? И, в целом, людей, которые вас окружают?
- Мы все вместе. Не только музыканты нашей группы, но это касается и звукорежиссёров, техников, менеджеров, тур-менеджеров, наших семей. У нас нет вопросов друг к другу.
- То есть понимание друг друга без слов – можно так сказать?
- Мы делаем песни по щелчку, почему у нас стали выходить двойные альбомы? Потому что мы перестали делать песни, они сами стали получаться. И это состояние я постараюсь сберечь на как можно более долгий срок.
- Я тут вспомнила ещё кое-что – а смотрите ли вы сериалы?
- Да.
- Возможно, смотрели нашумевшую «Игру престолов»?
- Нет. И не буду. На это у меня нет времени. А Вы смотрели «Летающий цирк Монти Пайтона»?
- Да, смотрела.
- Серьёзно? Все 4 сезона, все 40 с чем-то серий?
- Нет, к сожалению, не все, но некоторые смотрела.
- Понимаете, когда вы досмотрите до конца и сами станете Монти Пайтоном, у вас отпадут все вопросы ко мне, Вы поймёте всё. Вообще про жизнь поймёте, и даже станете более удачливым человеком, вот увидите.
- Если вы так говорите, я обязательно должна это сделать! И хочу подойти к очень важному вопросу для нашего издания – какой контент вам хотелось бы видеть в современных медиа? Откуда преимущественно берёте информацию?
- Из новостных порталов – кручу их по кругу, основных штук 7: лента.ру, питерский сайт фонтанка.ру, газета.ру, интермедиа.ру, известия.ру, bbc, cnn.
- А блоги вам интересны?
- Да, у меня есть в подписках штук 5 поэтических блогов, но они нечасто там обновляются, да и я нечасто туда захожу.
- Можно сказать, что вам интереснее мировые новости, нежели мысли отдельных людей?
- Ну почему, мысли тоже интересны.
- Что тогда насчёт философов? Какие вам импонируют? И есть ли какая-то доминирующая философия для вас? Монти Пайтон, возможно?
- Вы понимаете, да, это философия XX века, и она будет влиять и на XXI, и на XXII, и на XXIII. Но так из древних – древнекитайская. Потому что все эти греческие споры или споры классических немецких философов – это для меня была пустая трата времени, ещё тогда, на 2-м курсе института. А в Древнем Китае всё уже давно и очень лаконично изложили. Я обожаю дзен-буддистов со всеми их ударами палками учеников за любой вопрос по башке: «Учитель, учитель, а почему?», – «Вот потому», – бац, ему палкой, и всё сразу понятно. Вот такой дзен-буддизм (смеётся).
- Пара вопросов о современном мире: как вы его воспринимаете? Как единое целое, общность людей или как отдельные страны?
- Это единое целое, которое всё время разрывает на части. То там, то здесь – всё вспыхивает, рвёт и мечет. И всё это закончится тогда, когда, видимо, кто-то изобретёт такое оружие, которое направит сразу на всех и скажет: «Ну-ка, бросайте свои пушки быстро», – и вот тогда наступит мир. То есть для того, чтобы на Земле наступил мир, нужна такая вот глобальная война с единственным победителем. И весь мир вот устроен на этом парадоксе: если ты хочешь мира, то тебе нужна война.
- Как у Оруэлла.
- Да, собственно. И вот так человечество и колбасит из стороны в сторону. Это как раз таки китайцы и назвали «инь» и «янь», и как бы их не растягивало в разные стороны, нужна золотая середина. И современному человеку, мне кажется, всё это давно уже понятно, поэтому все нормальные люди и стараются придерживаться этой середины.
- А вам нравится то время, в котором вы живёте?
Да, конечно.
- И вы не хотели бы жить в каком-нибудь другом?
Нет, я хотел бы жить в любом другом, мне неважно, но мне нравится это.
(Алина Гегамова, thewallmagazine.ru, 15.11.15)