«Кирпичи» - «Потому что мы банда» ***
2015, Polygon Records
Знатоки тут же вспомнили, что название «Потому что мы банда» использовали «Дискотека Авария» и подзабытый проект рэпера Тимати «Банда», но «Кирпичам» этот заголовок тоже очень подходит. Он соответствует и их отношению к жизни и творчеству, и обстоятельствам записи этого конкретного альбома. Вася Васин и Ко просидели в студии часов восемь-девять, после чего вышли оттуда с практически готовой пластинкой. Обошлись без сэмплов, электроники, долгой обработки - поэтому диск получился простой, прямой, без изысков, но какой-то честный в своей грубоватой неотёсанности. Для «Кирпичей» это скорее плюс: они пробовали себя в разных жанрах, от рэпа до альтернативного рока, и опытным путём было доказано, что ироничные речёвки Васина отлично сочетаются с жёстким аккомпанементом. «Потому что мы банда» доказывает это ещё раз.
Правда, ирония местами не считывается. Первая минута альбома полностью отдана хардкорному инструменталу, к которому Вася присоединяется на крайне серьёзных щах: «Мы «Кирпичи», мы фундамент, базис, опора» и далее всё в таком же духе, характерном скорее для героической автопохвальбы из рэп-батлов. Слушатели, мало знакомые с творчеством «Кирпичей», могут всё воспринять в лоб, и только старые слушатели знают, что основные залежи иронии скрываются именно в этой как бы серьёзной мине. Впрочем, уже в следующем треке «Гуляет банда» слышны старые, но недобрые «Кирпичи»: Вася так вдохновенно описывает бандитский отдых, что его коллектив начинает напоминать лайт-версию модной группы «Кровосток», только без мрачняка. В «кирпичной» версии герои знают толк в досуге, а Васин знает толк в неожиданных рифмах типа «тёлочки визжат, сок апельсиновый свежевыжАт»: «Кирпичи» тяжелы, но ложатся часто и ровно. Тему продолжают «Тёлки, тачки, бабки, пушки» с блестящим рефреном, вынесенным в заголовок. Здесь Василий явно задался целью сочинить гангстерскую то ли сагу, то ли гимн, и его тщательно смоделированная серьёзность опять настраивает на комический лад: есть полное ощущение, что к концу артисты «расколются» и заржут, но они этот момент из окончательной версии вырезали. «Виват!» опять обращается к бандитской концепции, но в крайне необычном ракурсе: криминальные реалии сочетаются в тексте с нежной любовью к Санкт-Петербургу.
Когда все эти бандитские игрища начинают слегка надоедать, «Кирпичи» резко меняют вектор и выдают фактически трэш-металлический номер с соответствующим названием «Меня не беспокоят трупы каннибалов». Песня мало кого оставит равнодушным: слушателям, в зависимости от вкусов, она покажется либо лучшей на альбоме, либо худшей. Прооравшись, Вася возвращается к фирменному речитативу в шпионском боевичке «Кодекс молчания»: тут интересно наблюдать, с помощью каких слов солист советует «члену организации» сохранять молчание против провала миссии. А в «Ночной стрельбе» он посредством, казалось бы, тех же скромных изобразительных средств разыгрывает настоящую трагедию. Финальный трек недаром называется «Это всё игра»: он закольцовывает сюжет альбома, подчёркивая его виртуальность, но оставляя слушателю возможность подумать над философскими вопросами.
Алексей Мажаев, InterMedia