«Райские кущи»: Утиный марафон во сне и наяву ***
Драма «Райские кущи» выйдет в российский прокат 26 ноября 2015 года. Режиссер: Александр Прошкин. В ролях: Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Екатерина Смирнова (II) и другие.
Бабник и гуляка Виктор Зилов (Евгений Цыганов) работает над проектами, связанными с благотворительностью. В провинциальных городах такой вид деятельности почти всегда сопряжен с показухой, подтасовками и / или отмыванием денег. Поэтому в качестве своеобразной награды за верность и молчание Зилов получает в рассрочку квартиру в элитном поселке «Райские кущи». Смену обстановки он и его жена Галина используют как повод наладить взаимоотношения, изрядно подпорченные постоянными недомолвками и ложью.
Но не всё так просто. Престижный район на деле оказывается жутковатым местом, отрезанным от элементарной инфраструктуры. На работе у Зилова меняется руководство и начинает выдвигать все более абсурдные требования. Любовница совсем отбилась от рук и пытается соблазнить его шефа прямо на новоселье. Жена что-то подозревает и устраивает за Зиловым тотальную слежку. Верный друг Анатолий, тоже грезящий о расширении жилплощади, норовит подставить в самой неподходящей ситуации... В какой-то момент Зилов чувствует, что находится на грани нервного срыва.
Коллизии бессмертной пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» в этом синопсисе опознать несложно. Однако родственники драматурга категорически запретили использовать его имя в титрах. Покоробить их могло все, что угодно. Хотя бы Евгений Цыганов, который, в отличие от трепетного и утонченного Олега Даля из советской экранизации «Утиной охоты» «Отпуск в сентябре», изображает самоуверенного и грубоватого персонажа. Бесконечно далек от первоисточника и антураж картины. Вместо тонущих в грязи строек мы наблюдаем ухоженный российский городок (предположительно, Калугу), живописно раскинувшийся на двух берегах реки. Идея прогуляться по этим вылизанным улочкам прямо посередине рабочего дня кажется очень заманчивой, так что главного героя даже как-то неловко за это осуждать.
Довольно рискованной кажется затея создателей ленты сменить рутинное проектное бюро на городской интернет-портал. Тем не менее, здесь Александр Прошкин оказался в тренде, ибо уже нередки случаи, когда страдающие от недостатка работы столичные журналисты в поисках лучшей доли отправляются в глубинку и достаточно успешно осваивают рынок местных новостных ресурсов. Да и те, кто работал в данной сфере, наверняка подтвердят, что свистопляска, происходящая в фильме с сетевым изданием, имеет место быть и в реальности – в том числе, в столичных редакциях.
Удручает одно: в «Райских кущах» не показано никаких перспектив. Впрочем, то же самое было и у Вампилова, и в «Отпуске в сентябре», и в «Осеннем марафоне», и «Полетах во сне и наяву». Каждый из героев носит навязанную ему социумом маску, которую в конечном итоге можно сорвать только вместе с лицом. Александр Прошкин продемонстрировал это более определенно и безжалостно – чего только стоят гротескные образы ресторанных казаков. В этом и сила, и слабость режиссера. Ведь в «Осеннем марафоне» и «Полетах во сне и наяву», несмотря на все разверзающиеся перед зрителем бездны, парадоксальным образом присутствует ощущение защищенности. В «Райских кущах» этой опции не предусмотрено, что подчеркивает и достаточно жесткий финал.
Денис Ступников, InterMedia