Варвара Визбор - «А зима будет большая...» ****
2015, Tunecore
Это та самая песня, на которую к Варваре не повернулся никто из наставников «Голоса-4». Казалось бы, с тех пор (эфир был в сентябре) песню много раз послушали все, кто хотел, да и Варвару Визбор узнали гораздо лучше, чем формально более успешных участников «Голоса» - зачем же издавать это отдельным синглом? Смысл этого издания скорее символический: данным полукреслом мастер Гамбс... данным диском Варвара Визбор заявляет о начале настоящей «взрослой» карьеры. Пластинка «Земляника», записанная с Сергеем Хутасов, делалась ещё до известности и скорее для себя - активно искать её и слушать публика начала уже после истории с «Голосом». Сингл «А зима будет большая...» - это как раз уже высказывание востребованной артистки и подарок аудитории, которая хотела ещё раз услышать эту песню. Себе подарок Варвара тоже сделала, записав трек со своими музыкантами, в том виде, который представляется ей наиболее точным и правильным.
Заодно сингл ещё раз объясняет, почему Баста, Полина Гагарина, Александр Градский и Григорий Лепс застыли в креслах, а потом чуть ли не открыли рты с вопросом: как, уже всё? а что же мы сидим? Песня обладает каким-то гипнотическим, колдовским эффектом - недаром впали в оцепенение наставники, нацеленные на телешоу не на поиск волшебниц, а на оценку разнообразных талантов претендентов. И вот они с соответствующим образом настроенными ушами сидели и ждали в песне какого-то развития: там есть пара моментов, после которых может возникнуть искушение «взлабнуть» от всей души какие-нибудь разлюли. Между тем, Варвара никаких всплесков себе не позволяет - наоборот, держит до конца ту щемящую интонацию, которая лучше всего ей удаётся. О том, что она всегда так делает, знают те, кто послушал хотя бы пару-тройку песен - утомлённому же жюри не хватило трёх минут, чтобы разобраться. Их можно понять, на самом деле: других певиц на месте Варвары Визбор я бы тоже раскритиковал за однообразие, а у неё почему-то хочется взять расписку, что она не будет ничего менять в своей удивительной манере.
Помимо прочего, внучка Юрия Визбора и Ады Якушевой осуществляет полную перезагрузку понятия «бардовская музыка», к которому принято относиться нескрываемо иронично. Барды считаются чудаками, в 60-е сбежавшими во «внутреннюю эмиграцию» в леса к кострам, да так там и оставшимися. Эстетика походной романтики, потных штормовок и пропахших дымом растянутых свитеров оказалась совершенно неистребимой: даже те барды, которые доросли до Государственного Кремлёвского дворца, перенесли туда и «как-здорово-что-все-мы-здесь»-эстетику, как бы странно она ни смотрелась среди бархатных портьер. Юрий Визбор со своими «Солнышком лесным» и «Лыжи у печки стоят» - тоже плоть от плоти того ностальгического каэспешного романтизма, но Варвара, внешне похожая на Аду Якушеву в молодости, исполняя дедушкины и бабушкины песни, полностью меняет всю матрицу. Теперь там вместо бесхитростных песен под акустическую гитару - джаз, лаунж и инди-поп, причём звучащие так естественно, будто Варя не даёт этим композициям вторую жизнь, а перепридумывает их заново. Да так и есть: молодёжной аудитории простительно не знать песен Юрия Визбора, и многим нынешним слушателям версии дедушкиных песен в версии Варвары будут казаться каноническими и единственно возможными.
Алексей Мажаев, InterMedia