«Жамки» - «Аццкий цырк» ***

2015, «Союз Мьюзик»

Название у группы довольно стрёмное, но при пристальном рассмотрении выясняется, что оно появилось не из мира гопников, а их мира диалектов. Коллектив происходит из Тулы и имеет непосредственное отношение к технологии производства знаменитых тульских пряников. Согласно свидетельству группы, «жамками» в регионе называли обрезанные края сырцовых пряников. Но они не выбрасывались, а «жамкались» - то есть мялись в маленькие пряники без начинки. Ещё более глубокий смысл название команды приобретает, если иметь в виду, что участники «Жамок» ушли из других коллективов, чтобы образовать свой. Отжамкались, так сказать.

В альбоме «Аццкий цырк» девять песен, из них три записаны специально, чтобы блеснуть остроумием. Они называются - барабанная дробь! - «Гад же ты», «Я и бал» и «Запись дубля». Ужасно смешно, правда? Какая тонкая игра слов! Поистине блестящая находка юных тульских музыкантов. Ключевое слово тут «юных» - ведь именно в этом возрасте не чувствуешь никакой неловкости, изобретая давно изобретённый велосипед. Нет, некоторые юноши в таких случаях неловкость всё-таки ощущают, но они, как правило, не занимаются панк-роком. «Жамки» занимаются, поэтому оригинальностью высказывания не заморачиваются совершенно. Для них важно только то, что в истории группы «Жамки» раньше песни «Запись дубля» не было, а раз такое словосочетание пришло в голову, из него надо сделать произведение. Этот подход, правда, начинает хромать в песне «Я и бал»: остроумной она получилась бы, если в тексте всё же как-то обыгрывались бы по смыслу эти три слова - а не только их неприличное созвучие.

Подобные «качели» характерны для всего диска - с недурными перспективными песнями в трек-листе соседствуют и откровенные глупости, и вторичные банальности. Понятно, что уши творцов, прущихся от названия «Я и бал», не в состоянии отличить хорошее от дурного. Впрочем, явный плюс в том, что самим «Жамкам» это явно по фигу; если бы они сильно парились относительно качества и оригинальности песен, то и на лонгплей бы треков не набрали.

Из того, что набрали, всем стоит послушать заглавную песню про шапито: тут есть и образцы неплохо чёрного юмора («а ещё прикольный номер, шпагу проглотил и помер», «мёртвые гимнасты склеивают ласты»), и отменный динамично-мелодичный припев. «Пётр едет на осётр» радует обилием неожиданных рифм, идиотизм которых искупается витальностью исполнения, а «Брови» представляют собой уморительный и жизненный рассказ о поездке провинциала в Москву на заработки. Оказывается, не поиском скабрезных созвучий единым живы «Жамки» - но и обладают неплохим потенциалом сочинителей сюжетов. Посмотрим, как они будут использовать это в дальнейшем.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости