Специалисты обсудили проблемы музыкального образования на форуме РМС

Всероссийский форум «Музыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века» завершился в Москве. На масштабном трехдневном форуме, организованном Российским музыкальным союзом (РМС), выступили представители музыкальных вузов страны, ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и других городов России. Участие в мероприятии приняли и зарубежные эксперты: президент Европейского музыкального совета Иан Смит, генеральный секретарь Международного музыкального совета (IMC) Силья Фишер и член Совета Европейской ассоциации консерваторий, музыкальных академий и высших школ музыки (AEC) Гжегож Куржинский.

— Мне кажется естественным и логичным, что первое масштабное мероприятие Российского музыкального союза посвящено именно вопросу музыкального образования, — отмечает генеральный директор РМС Андрей Кричевский. — Традиционное музыкальное образование является фундаментом музыкальной культуры в целом и ее ключевой составляющей. Символично, что форум проходит в филиалах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки — эта структура на протяжении десятилетий является сокровищницей памятников музыкальной культуры. Популяризация отечественного музыкального наследия, сохранение и развитие лучших традиций музыкального искусства — вот общие цели, которые объединяют Музей музыкальной культуры и Российский музыкальный союз.

Первый день форума был ознаменован докладами доктора искусствоведения, профессора Ростовской консерватории Анатолия Цукера («Дихотомия культуры и современное музыкальное образование») и доктора культурологии, профессора Андрея Лесовиченко («Музыкальное образование в контексте процессов культурной глобализации»).

— Надеюсь, что мы все выйдем отсюда полными новых идей и перспектив, которые удастся применить на практике, — пожелал собравшимся г-н Цукер. — Форумы такого рода сегодня крайне актуальны, потому что сегодня музыкальное образование и художественное образование в целом испытывает период больших мутаций. Мы остро чувствуем, что нужны изменения — многое устарело, многого не хватает, и поэтому подобные дискуссии дают новые идеи, что очень важно для нашей сферы.

В своем докладе г-н Цукер отметил необходимость интеграции массовой музыкальной культуры в систему музыкального образования, которое на сегодняшний день «целиком заточено под академическую музыку». По мнению докладчика, в связи с изменением звуковой среды и жанрового фонда музыкального искусства необходимо адаптировать студентов к текущей ситуации путем осмысления массового музыкального искусства и изучения пути интеграции этих жанров в музыковедческий аппарат.

Выступивший следом профессор Лесовиченко обозначил три ключевые проблемы современного музыкального образования: проблему доступа к качественному образованию, проблему неравенства стартовых возможностей и проблему коммерциализации художественного творчества.

— Только в таком общении кристаллизовываются основные идеи, — поделился профессор мыслями о форуме. — Новая мысль всегда переходит в какую-нибудь практику. В принципе, на подобных форумах решаются не просто важные, а важнейшие вопросы. Такие собрания нужно устраивать, и устраивать регулярно — очень хорошо, что у сегодняшнего мероприятия по-настоящему всероссийский масштаб, с участием представителей разных регионов, от которых действительно многое зависит.

Большой ажиотаж вызвало выступление музыкального продюсера и создателя международного творческого движения «Республика Kids» Евгения Орлова, обсудившего с аудиторией насущную проблему отсутствия творческой ниши для новых интересных музыкантов. Завершился день круглым столом, посвященным стабильным и мобильным структурам в различных сегментах музыкального образования. Модератором обсуждения выступил доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий.

Насыщенная программа второго дня форума, посвященная музыке в общеобразовательных школах, открылась выступлением доктора педагогических наук, профессора МПГУ Елены Николаевой на тему «Музыкальное просвещение в школе: от прошлого — к будущему», после чего доктор педагогических наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО при МПГУ Эдуард Абдуллин выступил с докладом «Общее музыкальное образование в контексте концептуальных направлений деятельности кафедры ЮНЕСКО при МПГУ».

Не обошлось без практической части — магистрант института искусств МПГУ Даниил Кучма провел открытый урок музыки с учащимися школы №324 «Жар-птица», а директор школы Елена Зотова провела демонстрацию проекта «Дети делают оперу».

В этот день также прозвучали доклады на темы: «Инструментальное музицирование во всеобщем образовании как потребность и вызов XXI века» (доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского университета Марина Космовская), «Музыкальность в контексте развития психических функций человека» (доктор педагогических наук, профессор МПГУ Алла Торопова), «Начальная музыкальная школа. Диалектика стабильных и мобильных факторов» (заместитель директора ДШИ №2 г. Жуковский, кандидат педагогических наук Елена Томилина), «Школа и новые формы домашнего музицирования. Адаптация ученика в новооткрытиях искусства в ХХ веке» (научный секретарь Гильдии музыкознания Российского музыкального союза Павел Левадный), «Использование мультимедийных и интерактивных технологий применительно к курсам элементарной теории музыки и сольфеджио ДМШ и ДШИ. Из опыта работы» (Татьяна Боровик, Екатеринбург) и «О некоторых аспектах музыкального воспитания и образования в музее (на примере ВМОМК имени М.И. Глинки)» (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ВМОМК имени М.И. Глинки Ирина Новичкова).

Последний день форума был посвящен профессиональному музыкальному образованию. Доктор искусствоведения, профессор Уральской консерватории Борис Бородин выступил с докладом «Воспитание профессионального инструменталиста: традиции и эволюция», джазовый пианист Григорий Файн рассказал о неакадемических структурах в академических вузах и рождении специфических классов, ориентированных на развлекательное и прикладное искусство, после чего генеральный директор агентства InterMedia Евгений Сафронов и главный эксперт агентства Александр Тихонов представили доклад «Преподавание музыкального менеджмента и продюсирования». Профессор Московской консерватории, заведующий отделом специального фортепиано Центральной музыкальной школы Валерий Пясецкий в своем докладе наглядно продемонстрировал пути методических инноваций, а последним стало выступление доктора искусствоведения, профессора Казанской консерватории Александра Маклыгина на тему «Устоявшиеся принципы профессионального обучения в современной России и предпосылки к развитию целостной (общей) структуры музыкального образования».

В рамках форума состоялись презентации двух проектов Национального фонда поддержки правообладателей и «Фирмы Мелодия»: «Фонохрестоматии» и Антологии русской фортепианной музыки — сборника русской фортепианной музыки в исполнении известных пианистов — Андрея Коробейникова, Екатерины Мечетиной, Лукаса Генюшаса, Тихона Хренникова-младшего и других.

Форум проходил с 25 по 27 ноября 2015 года. Партнеры мероприятия – газета «Культура», газета и информационный портал «Музыкальный клондайк», Единая информационная система «Музыка и Культура», журнал Piano Forum, журнал «Прямая речь», радиостанция «Орфей», информационное агентство InterMedia, Национальный фонд поддержки правообладателей и «Фирма Мелодия».

Фотоотчет с мероприятия вы можете посмотреть на сайте партнеров форума НФПП.

Последние новости