Захар Прилепин: «Я испытываю душевный тремор оттого, что сижу рядом с рокерами»

СВОБОДЕН ЛИ ОН В ВЫБОРЕ ГОСТЕЙ ПРОГРАММЫ «СОЛЬ»?

— Мы с руководителями канала на этой музыке выросли. Никакого диктата нет. Как нет даже намека на цензуру в том, что я буду спрашивать, что мне будут отвечать. Я сразу сказал, что намерен говорить про больные темы: Россия, политика, Донбасс, Сирия, религия… В этом смысле тут свобода абсолютная. Музыканты присылают свой трек-лист и поют. Были Бутусов, «Крематорий», Галанин, «Калинов мост», «ЧайФ». Остается какое-то количество групп и персонажей, которые мы хотим заполучить: Борис Борисович Гребенщиков, Юрий Юлианович Шевчук. «АукцЫон», конечно же.

БУДУТ ЛИ В ПРОГРАММЕ МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ?

- Конечно, мы обязаны и молодых ребят представить. Я интересуюсь русским рэпом и хочу, чтобы сюда попали Guf сотоварищи, группа Centr, Типси Тип и его новый проект «Штора». Группа «25/17» у нас уже была. Будет женская боевая половина — Сурганову уже отсняли, Арбенина на подходе. А дальше начнем отбирать, кто нам еще необходим.

ОБ АУДИТОРИИ ПРОГРАММЫ «СОЛЬ»

— Тут мне кто-то рассказывал, как ходил в Европе на концерт какой-то группы — условно говоря, Metallica. И с удивлением обнаружил, что послушать концерт пришли деды 60—70 лет. Незаметно мы в этот контекст тоже переместились. Группа «Аквариум» в 1972-м начала петь, а уже в 1976-м имела огромное количество поклонников. А я 1975-м только родился. С другой стороны, у «Аквариума», Бутусова и прочих появляются огромные волны новых поклонников, которые даже не слышали прежние альбомы. «Чайфы» отыграли только что 50 концертов по всей стране. Полные залы! Пришли не их ровесники, а, как правило, люди помоложе. Мы рассчитываем на активно мыслящую и действующую аудиторию — на людей, которые могут позволить себе в ночь на понедельник не спать и смотреть нашу программу.

ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ, СИДЯ РЯДОМ С КУМИРАМИ ЮНОСТИ?

— Вот сейчас мы были с «Чайфами», они раздумывали, какую песню исполнить. Я говорю: «Спойте мне «Вольный ветер». И они спели! Я испытываю душевный тремор оттого, что сижу рядом. Конечно, они поют не для меня, а для всех зрителей, но это ощущение приобщенности к тому, что воспитало миллионы людей… Это огромное счастье. Вот поет «Я хочу быть с тобой» Бутусов. У меня слезы наворачиваются — потому что я, хоть и обросший корой человек, понимаю, что это не просто гениальная песня. Люди с ней молились, влюблялись, расставались. А Бутусов поет песню так, будто она впервые через него проходит.

МОЖЕТ ЛИ СЕЙЧАС ПОЯВИТЬСЯ МОЛОДЕЖНЫЙ КУМИР УРОВНЯ ВИКТОРА ЦОЯ?

- Имеет место некоторая эклектичность мировоззрения. Но просто путь песни стал длиннее. Песни группы «Наутилус Помпилиус» через фильмы «Брат» и «Брат-2» вдруг пробили во второй раз в истории группы дорогу так, что стали центровыми для поколения 90-х. Группа «25/17», может, в полном смысле не занимает тот контекст, который занимала группа «Кино», но она к этому близка. Отчасти и Ноггано тоже. Люди через эти песни сверяют или формулируют свое отношение ко времени, эпохе, религии, семье… Поэзия — это возможность формулировать все самое главное в коротком тексте. 24 строки — и вдруг вся твоя жизнь там.

СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ КОЛЛЕГОЙ СВОИХ ГОСТЕЙ?

— По отношению к моим гостям это примерно то же самое, если бы любой из них сказал: «Я — коллега Джима Моррисона, Джона Леннона». Они про себя так не говорят. Я же не скажу, что я — коллега автора «Слова о полку Игореве». Мне хватает самоиронии так о себе не думать, коллегой Дмитрия Ревякина (лидер группы «Калинов мост») себя не воспринимаю. Он великий музыкант, у него такие песни, что никогда в жизни не сочинятся. Но сама механика того, что музыканты в «Соли» делают, их нервоз перед этим маленьким концертом, — мне понятны.

О СОВМЕСТНОМ АЛЬБОМЕ С ИЗВЕСТНЫМИ РОКЕРАМИ

— Я просто сошел с ума, когда мне Кинчев позвонил и сказал: «Захар, ты прислал мне две песни. Я в обеих пропишу свой голос. Мне понравилось все, что ты сделал». Я смотрел на телефон, как будто это рождественский подарок необычайный. Думаю: «Кому позвонить? Маме? Соавторам по музыке? Или жене?» Жене позвонил в итоге. Это было непостижимо! Мне было 14—15 лет, у меня висел огромный плакат Кинчева и рядом штук 200 фотографий, вырезанные из журналов и газет. Это был мой иконостас. Здесь висел Кинчев, там — Цой, Гребенщиков, а там — Борзыкин со Скляром…

(Сергей Ефимов, Teleprogramma.pro, 03.12.15)

Последние новости