Oxxxymiron - «Горгород» ****
2015, Rightscom Music
Поклонники Оксимирона ждали альбом больше года, а потом рэпер внезапно выложил его в сеть. Краткая авторская аннотация гласила: «Рекомендуется слушать по порядку и целиком». В принципе, треки с пластинки можно слушать и по отдельности, а «Переплетено», «Где нас нет» и «Полигон» явно будут растащены на цитаты. Однако, если слушать не целиком, многое будет потеряно, ибо «Горгород» - это единая концептуальная работа со своими героями и внутренними конфликтами. Я вам больше скажу: даже послушав по порядку, многие поймут, что чего-то не понимают. Кто эта дама с противным голосом, названивающая на автоответчик герою? Что это за «девочка п...», откуда взялся мэр и кто такая Алиса? Словом, интернет вам в помощь: там подобно балетным программкам расписаны все действующие лица и фабула происходящего. Слушать альбом следует, держа перед глазами эту историю: сразу все непонятности развеются, странности встанут на свои места, и вам останется только восхищаться филологическими достижениями Мирона.
Альбом повествует о писателе по имени Марк. Между треками ему звонит Кира, это его литературный агент, лучше Марка знающая, что ему писать и как жить. Марк ничего не отвечает, так как звонит она на автоответчик, но, возможно, что некоторые сообщения он и не слушает. Марк влюбляется в Алису, которая оказывается дочкой мэра, явно тоталитарного. У мэра есть оппонент по имени Гуру, который пытается донести информацию о связях мэра с наркобизнесом. В произведениях Марка (и в песнях Мирона) начинают звучать политические нотки, у Марка начинаются серьёзные проблемы. Ну, в смысле, ещё более серьёзные, чем в начале диска. Кончается всё... ну, в общем, понятно, как должен кончаться концептуальный рэп-альбом на русском языке.
Для романа фабула, может, и слабовата, а для демонстрации оксимироновского товара лицом самое то. Oxxxymiron уж точно не мучается вопросом, о чём ему читать: в рамках концепции он изображает разных персонажей, что позволяет его рэпу быть многоплановым. Постельную сцену и соответственно лирический речитатив в «Не с начала» прерывает звонок Киры, которая нудит о дедлайне и предупреждает Марка о «повёрнутом фанате». Соответственно «Кем ты стал» - трек от лица того самого разочаровавшегося фаната, высказывающего писателю свои претензии: тут Мирону пригодился опыт рэп-батлов. В следующем треке «Всего лишь писатель» Марку выпадает возможность ответить, но он прячется за симфоническими наворотами аранжировки, подчёркивая своё равнодушное отношение к социуму. Куда более ожившим писатель выглядит в песне «Девочка П...ц»: тут и лихорадочная любовь к Алисе, и осознание того, что эта связь не принесёт ему счастья.
Об этом же бубнит автоответчику назойливая Кира. Впрочем, это именно она рассказывает Марку про Гуру, и их встрече посвящён, пожалуй, лучший с литературной точки зрения номер альбома «Переплетено». После него только успевай следить как за поворотами сюжета, так и за трёхмерными рифмами Оксимирона. До конца альбома рэперу удастся проявить себя в жанре колыбельной («Колыбельная»), тоталитарном рэпе-антиутопии «Полигон», речи скользкого политика («Слово мэра») и детских воспоминаний («Где нас нет»). Обрывается всё, как в жизни, на самом интересном месте, и продолжения пока не обещано.
Алексей Мажаев, InterMedia