«Йорш» - «Оковы мира» ***
2015, «Союз Мьюзик»
Альбом «Йорша» - это неплохой повод освежить свои представления об отечественной панк-рок-сцене. Ребята существуют довольно давно, а за последние пять лет обновили своё звучание, устремившись в сторону «альтернативной музыки». Теперь на их панк-основу нанизаны тяжёлые риффы и отчаянные тексты - что представляется весьма выигрышным сочетанием. Плюс искренность. Когда про утлость существования вопят юные музыканты, это порой выглядит трогательно, но чаще всего смешно. Когда же неравнодушие и нервозность сохраняют в своём творчестве 30-летние, к этому стоит прислушаться повнимательнее. Порой бывает, что группа просто имитирует юношеский максимализм, в связи с чем её хочется пожалеть, но иногда музыканты переходят на новый уровень. Применительно к «Йоршу» можно говорить именно о таком случае.
Диск, обладающий крайне запоминающейся обложкой, начинается со стихотворения «Слово» о тяжёлой судьбе музыканта. Стих весьма ученический, но подкупающий своей искренностью: «Но знаешь, возможно, однажды придет sms незнакомый, что песня твоя помогла мне не сделать шаг с крыши дома...» После этого ждёшь столь же наивных песенок, но не тут-то было: рубятся «йорши» по-взрослому, на концертах должен твориться тотальный слэм - да и смысловые акценты в песнях расставлены грамотно. На диске есть места, заставляющие скандировать рефрены, а есть такие, где даже самый спокойный слушатель не удержится от потрясывания головой. Пафос у «Йорша» иногда очень тонко переходит в иронию, как в песне «Ненависть». Весь её текст посвящён лютому клеймению поп-панков, ска-панков и прочих татуированных зарабатывателей денег на имитации молодёжной музыки - но в этом тексте невозможно разобрать почти ни слова без буклетной распечатки, ибо группа сделала полную аранжировочную противоположность ненавистным жанрам: громкую, тяжёлую и агрессивную. Отменно прооравшись, солист Дима «Сокол» Соколов вдруг в щемящем антивоенном «Живом оружии» включает лирика, что довольно удачно совмещается с хард-роковым припевом. Далее «Йорш» позволяет себе откровенно дурацких (поп-панковых) «Мужиков» и «Вредные привычки», после чего возвращается к стихам.
Стихотворение «Бабка и айфон» - вновь несколько наивное произведение о равнодушии и стремлении не помочь человеку в беде, а поскорее заснять эту беду на айфон. Натуралистичность и обнажённые эмоции сильно воздействуют на слушателя и служат Соколу спусковым крючком для самых важных и жёстких песен альбома. «Равнодушие = Соучастие», «26», «Весна в Освенциме», «Когда нас расстреляют» и «7 миллиардов» - тут уже не идёт речь о тонком стёбе над поп-панком, тут газ до отказа, и всё вываливается на аудиторию открытым текстом и на максимальном звуке и напряге. «Когда нас расстреляют, наши громкие песни, словно вольные птицы, взлетят в небеса, голоса не умолкнут, не остановятся танцы, мир согрет до предела, наступает весна», - казалось бы, подобные куплеты пытается петь второй музыкант-альтернативщик, но, слушая их, как правило, сложно удержаться от смеха. «Йорш» же умудряется делать это эмоционально, честно и более чем убедительно.
Алексей Мажаев, InterMedia