Александр Паль: «После «Горько!» все стали у авторов спрашивать, что это у вас за парень лысый — он актер или как?»
О НОВОГОДНИХ КОМЕДИЯХ
— Это интересный жанр. Такое кино нужно как открытка на Новый год, в нем не предполагается претензия на большое искусство. Задача в том, чтобы просто поднять людям настроение. А что касается моих любимых фильмов, то в детстве был, конечно, «Один дома». Потом, когда стал постарше, — «Плохой Санта». А из наших «Операция Ы» — это кино я могу вообще смотреть и пересматривать бесконечно.
О СВОИХ КИНОРОЛЯХ
— Да нет, на самом деле. Еще забавно, что мне часто говорят: «Как ты много снимаешься!», а сам я этого не чувствую. В последнее время я работал в основном в альманахах — сейчас какая-то тенденция в кино к этой форме. Помимо «Страны чудес» снялся в «Без границ» и новелле Оксаны Бычковой в «Петербург. Селфи». На одну новеллу я затрачиваю от трех до шести дней. С большими фильмами — «Горько!», «Тряпичным союзом» и «Все и сразу», которые снимались почти одновременно, мне просто очень повезло. Режиссеры меня утверждали как дебютанта, у которого не вышло еще ни одной большой работы.
О СЛАВЕ, КОТОРОЮ ЕМУ ПРИНЕСЛИ СЪЕМКИ В ФИЛЬМЕ «ГОРЬКО!»
- До «Горько!» меня вообще никто не знал, а после все стали у авторов спрашивать, что это у вас за парень лысый — он актер или как? Когда поняли, что я актер, стали приходить предложения. Но в основном в криминальные истории — убил, зарезал, наорал, в таком духе. Потом эта волна рассосалась, и стали предлагать более разнообразные роли.
СОЗНАТЕЛЬНО ЛИ ОН ОТКАЗАЛСЯ ОТ РОЛИ ГОПНИКА?
— Да, но если бы предложили интересную роль в криминальном кино, я бы согласился. Проблема скорее в том, что когда люди видят тебя в яркой роли, то дальше начинают предлагать клишированные образы, за которыми не стоит характера.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОРАБОТАТЬ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
— Хочу, но все, что я вижу сейчас по нашему телевидению, меня категорически не устраивает. Кроме «Озабоченных» Бориса Хлебникова — вот это кино мне очень понравилось. Там нет лишних красивостей, больших шуток, немного секса есть… Но все очень жизненно, и при этом каждая история как добрая сказка с моралью и дико точными персонажами.
О ПРИЧИНАХ УХОДА ИЗ ТЕАТРА ИМ. МАЯКОВСКОГО
— Мне не нравилось там, а театру не нравилось, как я себя вел, — разошлись по обоюдному согласию. Во-первых, я не из тех, кто беспрекословно слушается, а в театре это важно. Во-вторых, не все артисты труппы приняли меня как родного, были столкновения и недопонимания. В-третьих, я в какой-то момент оказался в оппозиции к выбранному театром курсу — не нравилось мне то, что и как там ставится. И, наконец, пару раз я проспал репетиции, проходившие с художественным руководителем. Чисто по-человечески мне глубоко симпатичны некоторые люди в театре, но творчески общего языка найти не удалось. Хотя время от времени я прихожу туда к друзьям, а иногда я прячусь там от дождя и плохой погоды!
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ В ТЕАТРЕ
- Хочу, конечно, но пока не понимаю, в какой я хочу театр. Да и сам проситься я не пойду, потому что окажусь в том же положении, что и в Маяковке. Вообще, репертуарный театр как дом сейчас себя изживает. Появилось огромное количество открытых площадок, молодой артист, уволившись из театра, уже не чувствует себя так уязвимо, как это было в советское время. Мой мастер Леонид Хейфец тоже всегда говорил, что театральная работа — это необходимый и постоянный тренинг для актера. Когда репетируешь постоянно, то постоянно чувствуешь свои проблемы, работаешь с ними. Сейчас мне этого очень не хватает. Не знаю, может быть, мы сами с коллегами попробуем что-то сделать…
ЧТО ХОТЕЛ БЫ СЫГРАТЬ?
— Не очень люблю такие вопросы. Ну например, можно сказать, что хотел бы сыграть Дон Кихота. Но ведь тут недостаточно просто материала. Важно, кто будет писать инсценировку, кто будет ставить, доверяю ли я этому человеку. А так-то я и сам могу взять, накидать что-то, найти площадочку, а потом приглашать к себе на бенефис. Но имеет ли это смысл? По-моему, нет. Самому себе придумывать роли мне не хочется, а вот поставить что-нибудь иногда хочется. Только пока не понимаю, как к этому подобраться. Даже думал как-то сделать инсценировку по Хармсу. Мне кажется, когда мы в ТЮЗе делали «Четвероногую ворону», там удалось поймать что-то важное.
(Ярослав Забалуев, «Газета.ру», 24.12.15)