«Крампус»: Дух Рождества покинул их ****
Черная комедия «Крампус» выйдет в российский прокат 1 января 2016 года.Режиссер: Майкл Догерти. В ролях: Эллисон Толман, Адам Скотт, Тони Коллетт и другие.
Пресловутые рождественские распродажи. В урочный час в супермаркет забегает разнузданная орда, сметая мерчендайзеров, охранников и елки. Озверевшие покупатели выхватывают друг у друга коробки и устраивают потасовки. А потом, устав от бесконечных побоищ, вяло расплачиваются у касс и нехотя волокут домой отвоеванные трофеи.
В таких экстремальных условиях сложно сохранить человеческое лицо. Вот и пай-мальчик Макс, поддавшись всеобщей истерии, решил проучить одного задиру и затолкал его в рождественский вертеп. Мама в шоке, но форс-мажорная ситуация быстро меркнет перед перспективой скорого приезда в гости семейства кузины, которое больше похоже на генетическую ошибку. Неудивительно, что праздничный ужин оборачивается отвратительной ссорой между двумя сторонами. Конфликты под Рождество даром не проходят, и своими безответственными поступками незадачливые родственники навлекают на дом новую напасть: древнего демона Крампуса с армией зловещих приспешников в обличьях внешне безобидных кукол.
Крампус – известный мифологический образ, инфернальный антипод Санты Клауса, наказывающий непослушных детей. В Европе он широко известен по жутковатым рождественским открыткам и школьным представлениям, которые призваны вразумить шалопаев. Странно, что в условиях дефицита оригинальных монстров, Голливуд до последнего времени игнорировал этого многообещающего персонажа. Зато с 2013-го по 2015-й было снято целых три фильма об осквернителе Рождества. «Крампус. Рождественский дьявол» Джейсона Халла – невнятная любительская поделка о беспомощных полицейских. «Крампус. Расплата» Роберта Конуэя – типовой ужастик категории B об одержимой девочке, истребляющей с помощью посланца из ада «нехороших» людей. К Рождеству обе ленты имеют весьма опосредованное отношение.
В отличие от своих предшественников, режиссер культового хоррора «Кошелек или жизнь» Майкл Догерти принципиально не стал ломать канонов всеми любимых рождественских фильмов. Первая треть «Крампуса» изрядно напоминает по своей атмосфере комедию «Один дома». Догерти скрупулезно воссоздает праздничный интерьер жилища среднестатистической американской семьи со всевозможными подарками в вязаных носках, календарями с окошечками и глазастыми печенюшками. Короткий флэшбек из эпохи Второй мировой войны удачно выполнен в форме ностальгического мультфильма. Рассмешив зрителей до слез парой-тройкой удачных шуток, режиссер плавно переходит к «горячему» блюду и добросовестно пугает уже до самого конца.
Финал едва ли не в духе «Сияния» Стэнли Кубрика, возможно, кого-то и обескуражит. Однако «Крампус» всего лишь бесстрастно фиксирует выхолащивание духа и смысла западного Рождества. Ведь Младенца Иисуса в связи с праздником, в лучшем случае, игнорируют вообще, а в худшем – поминают недобрым словом. Вспомним, к примеру, какие рождественские «подарки» дарил своей клиентуре один извращенец из «Нимфоманки» Триера! На фоне этого неприкрытого цинизма любое злодеяние дряхлого Крампуса покажется проявлением высшей справедливости. Конечно, в фильме ощутимо не хватает самого Николая Чудотворца, который мог бы приструнить собственного антагониста. Но Догерти возложил эту миссию на уютную немецкую бабушку Уми (поскольку Крампус имеет альпийские корни). Такие божьи одуванчики еще способны напоминать нам о традиционном Рождестве. Что станет с миром, когда последние из них умрут?
Денис Ступников, InterMedia