Олег Чилап и «Пчела-бэнд» - «Сезон охоты» *** (Слушать)
2015, «Союз Мьюзик»
Редкий случай: в своё время про Олега Чилапа и его группу «Оптимальный вариант» не прочитал, а услышал по радио SNC и, помнится, страшно раздражался, что не могу понять, как пишется эта странная фамилия. Только через несколько месяцев точное написание попалось мне в печатных СМИ. Возможно, об этом и не стоило сейчас вспоминать, но за прошедшие двадцать с лишним лет музыка Чилапа не сильно изменилась, хотя его группа и носит теперь новое название, остроумно обыгрывающее фамилию лидера. Можно называть это «хипповской музыкой» и удивляться, как это Олег Викторович не сносил за столько лет старые джинсовые клеша. Можно находить в песнях «Пчела-бэнда» прямые аналоги композиций «Аквариума» и «Машины времени» 70-80-х: тогда у Гребенщикова и Макаревича были сложности с техническим оснащением ансамблей, поэтому их рок получался более акустическим, чем им хотелось бы. «Сезон охоты» Олега Чилапа - это как «Аквариум», из которого не ушёл виолончелист Гаккель, это как «классик-рок по-русски», где смысловые нагромождения текстов пытаются заглушить аранжировочную экономность. Но самое странное заключается не в том, что для кого-то не кончаются музыкальные 80-е, - а в том, что вот эта упёртость Чилапа и Ко в возделывании одной и той же нивы больше не выглядит безнадёжным делом. 56-летний Олег, судя по его песням, почему-то остался в том времени, и это вряд ли уже изменишь. Но альбомы вроде «Сезона охоты» при всей своей неровности работают бесплатной и эффективной машиной времени и для тех, кто находится по другую сторону колонок. Довольно несложные образы вроде «видела бы мама, как она целовалась в метро» раскрывают в слушателе какие-то забытые даже не воспоминания, а эмоции.
Альбом начинается с милой блюзовой зарисовки «Сезон охоты на мёд», в которой полностью раскрывается тема пчёл и мёда, причём не забыт даже подвиг Винни-Пуха. Трек «Родная речь» оказался слишком пафосным признанием в любви к русскому языку: Олег старается смягчить этот эффект, используя фразы типа «суффиксы чувств, приставки сочувствий», но толку от этого мало. Впрочем, стоит группе добавить легкомысленности, как правильное настроение восстанавливается. Радостная «По солнечной стороне», задумчивая «Южная-южная», забавная «Будет, как хочешь» - «Пчела-бэнд» в этих песнях оправдывает самоназвание «акустический бродячий цирк». «Флирт» и «Девушка с привкусом джаза» выглядят спорно - возможно, потому, что людям свойственно стесняться собственного юношеского максимализма: Чилапу же не свойственно, поэтому он показывает нам и не самые сладкие воспоминания молодости. Таковые, правда, на альбоме в меньшинстве, а в основном «Пчела-бэнд» демонстрирует позитивные рок-н-роллы («Видела бы мама»), бесхитростные блюзы («Кофе и сигареты», «Диагноз блюз») и философские баллады («Ей просто пора»). К финальным песням «Всё, о чём мечтаю» и «Просто любить» ты уже снова веришь в простые рецепты счастья и в возможность изменить к лучшему если не весь мир, то хотя бы собственное будущее.
Алексей Мажаев, InterMedia