Анита Цой - «Без вещей» **** (Слушать)
2015, Анита Цой
На выполненной в развесёлых тонах обложке в левой руке у Аниты здоровенный молоток, а на лице - выражение «что-то я сейчас натворила, но ни о чём не жалею». Выглядит интригующе, тем более для российской поп-звезды с серьёзным стажем - от таких у нас как-то не принято ждать сюрпризов и неожиданных ходов. К слову, чтобы узнать, зачем Аните Цой молоток, недостаточно послушать альбом, следует ещё ознакомиться с «видеосагой». Об этом, впрочем, мы поговорим чуть ниже, а пока стоит констатировать, что и сама по себе пластинка способна удивить слушателя так, что он и про молоток позабудет. Такую степень непредсказуемости артистка в своих песнях вряд ли когда-нибудь задавала; кроме того, помимо широты стилистического и эмоционального диапазона, в лирических треках Анита демонстрирует глубину, заметно контрастирующую с легкомысленностью обложки.
Альбом начинается с нежной и красивой композиции «Береги меня», в которой любовные признания граничат с женской покорностью и никак не сочетаются с дамой с молотком. Возможно, аудитория и не возражала бы получить от Аниты Цой диск, полностью состоящий из подобных трепетных баллад, но у певицы другие планы, и они проявляются уже в следующем треке. «История одной подписи» - внезапно шуточная и взбалмошная композиция о походе в загс. От автобиографической песни, посвящённой 25-летию семейной жизни самой Аниты, можно было ожидать пафосных штампов или слезливых признаний - но вместо этого выбрана ироничная и самоироничная интонация, и это вы ещё клипа не видели! Треки «Без вещей», «Лето, латте, любовь» и «Лучше» на слух можно принять за песни каких-нибудь инди-поп-певиц, с той разницей, что припев «Без вещей» запоминается куда лучше, чем это принято в среде инди-поп-хитов.
После опытов в лёгком жанре Анита Цой вновь включает драматизм и глубину. Аранжировка, взволнованный вокал и подпевки в «Моём никотине» выполнены на самом высоком уровне, но произведение, на мой взгляд, вызывало бы более сильные сопереживания слушателя, если бы в тексте не использовались образы курения и никотина - ну, банально же. Вот в «Расскажи» Анита без этого обходится, заменяя предсказуемые слова на трепетное пропевание удлинённых строчек - и получается одна из самых сильных песен альбома. Под стать и следующие треки «Куда ты?» и уже известная «Мой воздух, моя любовь», убедительно раскрывающие образ слабой женщины. В припеве «Звонков» Анита не менее удачно возвращается к «молодёжному» звучанию, но финальным треком всё же ставит спокойную философскую «Отпускала».
В люксовую версию пластинки входит ещё и DVD с видеосагой. Это четыре клипа режиссёра Алана Бадоева, объединённые общей концепцией и локацией. В «Истории одной подписи» все роли исполняют дети, изображающие брачующихся взрослых - и получается вовсе не пошло, а вполне миленько. В «Без вещей» наконец-то раскрывается тайна молотка: он пригодился Аните, играющей молоденькую девушку в сюжете «милые бранятся - только тешатся». И актриса, и режиссёр хороши в весёлом клипе и видеоряде в стиле ретро. Но драмы Бадоев любит явно сильнее - поэтому в «Моём никотине» Аниту постоянно швыряют и бросают, а в «Отпускала» она в той же квартире, где уже почти не осталось вещей, тонет в чёрной луже. Хотя и не без намёка на хэппи-энд.
Алексей Мажаев, InterMedia