«Порнофильмы» - «Русская мечта, часть 1» *** (Слушать, 18+)
2015, «Союз Мьюзик»
Как то и дело пишут блогеры без всяких на то оснований - началось! В нашем случае основания есть: в российском панке вновь появился молодёжный протест, воплощаемый новой группой под коммерчески привлекательным названием «Порнофильмы». Коллектив задорно и энергично поёт о социальной несправедливости, ничуть не заботясь о политкорректности. В некоторых песнях инвективная лексика используется примерно через слово, что в наше время говорит не столько о нехватке приличного словарного запаса, сколько об отвязанности музыкантов. Чем больше запретов, чем более радикальными становятся культурные проявления, а главное, они оказываются по-настоящему востребованными. О том, что «Порнофильмы» во многом совпали с чаяниями аудитории, свидетельствует хотя бы попадание в шорт-лист премии «Чартова дюжина» в номинации «Взлом». Это значит, что те, кого зацепили «цензурные» песни группы, послушают альбом и с интересом познакомятся с остальными образцами творчества.
В музыкальном отношении «Порнофильмы» никаких Америк не открывают, производя очень энергичный, громкий и звонкий продукт. В принципе, под него можно трясти башкой, и не вслушиваясь в содержание. На альбоме есть и песни, не очень далеко ушедшие от быстрого, весёлого и развлекательного поп-панка, например, открывающая пластинку «Приезжай». Новаторская идея «Порнофильмов» заключается в том, что ровно с таким же жизнерадостно-кретинском звуком они вдруг начинают петь о русской мечте, корпоративном этикете или молодой семье на таком уровне текстуального надрыва, что и некоторым сибирским панкам не снилось. Быт закредитованного офисного планктона, который с начала XXI века подвергался разве что слегка ироничному препарированию со стороны повзрослевших рэперов, юные панки без заззрения совести кроют матом - и явно находят понимание как среди целевой аудитории, так и среди героев песен.
Многих шокирует подход «Порнофильмов» к освещению темы молодой семьи. Я вот не припомню, чтобы кто-то пел об этом с такой безысходностью: «Мы молодая семья! У вас уверенный вид! У нас нет [...], кроме нашей любви!» И там ещё про тёщу матом. Когда-то тему поднимал Юрий Хой, но в его песнях явственно ощущался свет в конце тоннеля: вот сейчас водочки накатим, и всё наладится. У «Порнофильмов» вместо света - ипотека на две тысячи лет и уверенность в том, что не наладится ничего. От частного - офисных и семейных проблем - группа неизбежно переходит к глобальному. «Русская мечта», давшая назание альбому и довольно точно изображённая на обложке, безжалостно перечисляет подлинные народные желания - чёрная икра, золотые зубы, свадебная драка, плакать у креста, трахаться в бараках... Те же духовные скрепы, только вынутые из обёртки красивых формулировок. В «Пьяном контракте» достаётся фестивалю той самой радиостанции, которая включила «Порнофильмы» в номинацию своей премии: «Главный спонсор русского рока - министерство обороны страны. Пьяные хиппи прямо с Вудстока отправляются в ад войны!»
Финальный трек, правда, разочаровывает. Тут и Лу Геворкян с Сидом Спириным участвуют, и песня называется «Молодёжный бунт» - а выглядит как заштампованный и предсказуемый гимн того самого протеста, который неплохо монетизируется. Возможно, по этой песне можно судить, что будет с «Порнофильмами», когда эффект неожиданности от их выпадов пройдёт. Но, может, группа всё же сумеет сохранить свой огонь? Узнаем на следующей пластинке.
Алексей Мажаев, InterMedia