Юрий Визбор - «Песни Победы» **** (Слушать)
2015, Creative Media
Сборник военных и условно военных песен Юрия Визбора - это хороший способ услышать ту щемящую интонацию, с которой пели о Победе в 60-е и 70-е годы прошлого века. В юбилейные годы эту интонацию немудрено подзабыть - ведь с каждым годом праздник становится всё более официозным и пафосным. Поп-певицы, исполняющие кавер-версии «песен Победы», конечно, по-своему стараются, но им сложно быть искренними, рассказывая о чём-то легендарном и от них уже бесконечно далёком. Поэтому особенно ценны подобные сборники, даже с не самыми качественными записями и странными, пытающимися соответствовать грандиозности момента, заглавиями и обложками.
«Песни Победы» - это, честно говоря, крайне неподходящее для альбома Юрия Визбора название. Он не хор имени Александрова и не Иосиф Кобзон, чтобы громокипящим вокалом кланяться великим тем годам. Визбор довольно тихо поёт о людях и судьбах, к его приглушённым интонациям приходится прислушиваться - и его историями куда легче проникнуться, чем если бы они рассказывались под фанфары и в ритме марша. Обложка сборника удивляет ещё сильнее. Гвардейская лента, орден Отечественной войны и круглолицый боец - совершенно открыточные штампы: похоже, художник соорудил дизайн из типовых плакатов к 9 мая. В бойце, правда, можно уловить сходство с самим Юрием Визбором, который родился в 1934 году и, естественно, не воевал. Он, правда, ярко сыграл в «17 мгновениях весны» роль рейхсляйтера Мартина Бормана, поэтому дизайнеру обложки нужно было создать образ, максимально далёкий от запомнившегося по этому фильму.
При этом внутреннее содержание альбома резко контрастирует с обложкой, хотя в исполнении Визбора здесь есть даже песни «Я люблю тебя, жизнь...» и «Молитва» («Пока Земля ещё вертится»). Кроме того, представлены и другие основные «хиты» Юрия Юзефовича - «Серёга Санин», «Песенка о пехоте» и т.д. Лыж у печки, правда, нет, как и «Солнышка лесного» с «Зимой» - составители всё же старались придерживаться заявленной тематики. При этом, повторюсь, большинство песен здесь не столько о победе, сколько о людях на войне. Даже вполне «идеологично»-гимновые композиции вроде «Песни о североморцах» Визбор исполняет душевно и чуть иронично. «Военные фотографии», «Песенка о солдатских сапогах», «Помни войну», «Памяти ушедших», «Воспоминания о пехоте», «Цена жизни», «Ночь летнего солнцестояния» - в этих вещах бард подчёркнуто спокоен и использует большей частью самые простые слова, внимательно вслушиваясь в которые, публика из XXI века может узнать какую-то очень важную правду о войне.
Алексей Мажаев, InterMedia