«Ленинград» - «Экспонат» **** (Видео, 18+)
2016,YouTube/ «Шнурок»
Семиминутную драму Анны Пармас «Экспонат» о страданиях прекрасной Юлии Топольницкой, надевающей на свидание «типа лабутены» и пытающейся влезть в [удивительные] штаны, посмотрели уже более 15 миллионов человек. При всём таланте режиссёра и весомых дарованиях актрисы дело, конечно, не только в клипе, но и в песне Сергея Шнурова, припев которой уже десять дней распевает как минимум вся Москва. Лабутены переживают небывалый взлёт популярности (в основном платонической, ибо их покупка мало совместима с нынешним курсом валют), а слово «штаны», кажется, больше не употребляется без эпитета [«офигительные»]. Перестать петь «на лабутенах, нах» так же сложно, как оторваться от жареных семечек.
Шнурову, правда, попеняли за то, что в своих песнях он женского лица он сочиняет примерно одно и то же, заставляя милых дам то балансировать на лабутенах, то мечтать, как дура, о сумке. Но лидер «Ленинграда» этого и не отрицает: женский вокал в группе появился тогда, когда Шнура начало окончательно тошнить от имеющихся на эстраде и в роке дамских песен. Они ведь так не говорят и даже не думают, горячился Сергей Владимирович, беря на себя миссию перепридумать культуру женского высказывания. Получилась у него по сути дамская версия неотёсанного дикого мужчины с довольно примитивными запросами: пафосные туфли и чтобы жопа в штаны помещалась. Разумеется, многие девушки подобное шаржированное изображение встретили в штыки. Но что делать, если сами поющие дамы откровенничать в песнях не торопятся? Шнурову приходится за них отдуваться, порой доводя дело до пародии и абсурда, порой повторяясь, а порой выдавая шедевры вроде припева «Экспоната». Даже строгие девушки, мечтающие не о лабутенах, а о высоком, совершенно не в силах не подпеть этому рефрену.
«Экспонат» - ещё и ответ Сергея на запретительные законы относительно нецензурной лексики. У Шнура богатый словарный запас, он запросто может сочинять тексты вообще без мата. Высмеяв нелепость этого закона своими «всё по пенису и до фаллоса», он тем не менее вернулся к полноцветной лексической палитре, заодно указав в «Экспонате» на мертворождённость запрета. Популярное в народе использование мата для связки слов действительно звучит неприятно, как и любое употребление инвективной лексики в неумелых устах - но в литературных произведениях должны звучать те слова, которые там уместны по мнению автора, а не только те, которые рекомендовала Государственная Дума. Новая песня Шнура доказывает это со всей наглядностью: из «Экспоната» слов не выкинешь. Можно, конечно, при детях спеть немножко по-другому, но в голове-то всё равно, невзирая на скрепы и запреты, продолжит играть каноническая версия.
Алексей Мажаев, InterMedia