Министерство культуры определило культурную политику
Минкультуры РФ опубликовало «Стратегию государственной культурной политики». Основной тезис документа — после развала СССР модель культурной политики не изменилось, значительная часть культуры по прежнему финансируется из бюджета РФ, что провоцирует «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства», сообщают «Известия».
В документе обозначено семь главных проблем в культуре, которые необходимо решить до 2030 года. Это сокращение влияния российской культуры в мире, разрыв единства культурного пространства внутри страны, диспропорции развития культуры в регионах, ослабление семейных ценностей, низкие темпы модернизации инфраструктуры и снижение роли культуры в процессе социализации личности и гармонизации общественных отношений.
Решить эти проблемы предлагается одним из трех сценариев: инерционным (повышать показатели, принципиально не меняя структуру госполитики), инновационным (сделать упор на образование, выращивая кадры) и базовым (увеличить бюджетное финансирования культуры, сконцентрировать ресурсы государства на этой сфере, продвигать стратегические законодательные инициативы).
В документе констатируется, что за годы рыночных преобразований в стране в системе финансирования культуры ничего, в сущности, не изменилось. По-прежнему превалирует прямое бюджетное финансирование, а иные доступные для зарубежных культурных институтов источники финансирования отсутствуют. За период с 2000 по 2014 год расходы на культуру и кинематографию в проценте от ВВП варьировались в диапазоне от 0,39% в 2000 году до 0,57% в 2014-м. При этом мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов негативно отразился на объемах государственных расходов на культуру и кинематографию.
Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета РФ варьировалась в 2000–2014 годах от 1,36% в 2001 году до 1,48% в 2014-м, при этом максимальный процент был в 2005 году — 1,89%. В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из бюджета выросли за рассматриваемый период почти в 14,5 раза — с 28,5 млрд рублей в 2000 году до 410 млрд рублей в 2014-м.
В стратегии отмечается, что по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Россия в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран. По данным Евростата за 2013 год, Россия, где подушевой расход на культуру составляет 57 евро на человека в год, среди европейских стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обогнала лишь Португалию, Румынию, Болгарию и Грецию. От уровня подушевого финансирования культуры в Норвегии Россия отстает почти в 8 раз (447 евро), Франции — более чем в четыре раза (252 евро), Германии — в 2,5 раза (145 евро).
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум не верит, что в ближайшее время бюджет на культуру может быть увеличен.
— Дай Бог, чтобы его не урезали. Вообще понятия «инерционный» и «инновационный» относятся не к финансированию, а к механизмам, по которым будут развиваться учреждения культуры. Я бы сказала, что инновационный путь — это поиск решений по увеличению количества привлеченных внебюджетных средств, поиск новых механизмов финансирования, которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства, — говорит Апфельбаум.
В кинематографе базовый сценарий предполагает достижение следующих показателей: рост доли российских фильмов в прокате до 25% к 2018 году (сегодня — менее 18%), а к 2030 году — до 30%; увеличение количества экранов к 2030 году до 5 тыс. (сегодня — около 4 тыс.), а также среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год к 2020 году — до 0,8 (в 2012 году было 0,35).
Авторы документа предлагают конкретные меры по увеличению финансирования культурной сферы. Это, к примеру, отчисление от налогов, включая акцизы на алкогольную и табачную продукцию.
Кроме того, предлагается снизить налоги для культурных организаций, дать каждому налогоплательщику возможность перечислять 1% доходов на культуру, а также создать общенациональную лотерею, средства которой перечислялись бы на поддержку театров и музеев.