Кинопремия «Золотой орел» объявила победителей
Церемония вручения национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» состоялась 29 января 2016 года в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм». Вечер открыл министр культуры РФ Владимир Мединский, зачитавший телеграмму от президента Владимира Путина:
- Поздравляю вас по случаю открытия торжественной церемонии вручения национальной премии «Золотой орел». Закончился еще один кинематографический сезон и перед компетентным жюри вновь стоит непростая задача: подвести итоги года, назвать имена лауреатов одной из самых престижных, статусных творческих премий страны. Для всех кинематографистов эта высокая профессиональная награда означает большой успех, признание, открывает новые профессиональные возможности.
От себя министр добавил: «приятно, что на премию претендуют фильмы, получающие поддержку государства».
Объявление победителей началось с номинации «Лучший телевизионный фильм или мини-сериал». Приз присудили «Палачу» с Юлией Пересильд, Викторией Толстогановой и Андреем Смоляковым. Следом на сцену поднялись режиссеры Александр Баранов и Рамиль Сабитов – им вручили статуэтку за сериал «Екатерина».
Из телевизионных актеров отметили Викторию Толстоганову и Андрея Смолякова – жюри присудило им призы в номинации «Лучшая женская и «Лучшая мужская роль» соответственно. Таким образом, «Палач» в первые же 15 минут награждения взял курс на лидерство, получив три «Орла».
«Варлам Шаламов. Опыт юноши» провозгласили лучшим неигровым фильмом. Во время получения награды Павел Печенкин, режиссер фильма, призвал присутствующих не забывать о событиях 1917 года.
Лучшим зарубежным фильмом стал «Бердмэн». Картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту обошла «Вселенную Стивена Хокинга» и «Марсианина», и получила еще одну почетную статуэтку помимо четырех «Оскаров», четырех «Львов» Венецианского кинофестиваля, двух «Золотых глобусов», одной BAFTA и премии Гильдии актеров США. На сцену за «Орлом» поднялся Вадим Смирнов, генеральный директор кинокомпании-дистрибьютора «Двадцатый Век Фокс СНГ».
Следом на сцену вышел режиссер Константин Феоктистов, руководивший созданием анимационной ленты «Три богатыря. Ход конем» - ему вручили заслуженный приз за лучший мультфильм. Проект «Мельницы» обогнал «Необыкновенное путешествие Серафимы» и «Звездочку».
Приз за лучшую музыку достался военной драме «Батальонъ» и лично композитору Юрию Потеенко. В той же картине отметили и выдающуюся звукорежиссуру – ей занимались Анатолий Белозеров и Лев Ежов.
Лучшим оператором стал Юрий Король, снимавший еще одну военную драму - «Битву за Севастополь».
«Батальонъ», по всей видимости, вызвал истинное восхищение жюри, поскольку еще одна награда ему досталась в категории «Лучший монтаж фильма».
Приз за лучшую работу по созданию костюмов вышел вручать лично Валентин Юдашкин – так свой первый приз взяла картина Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» и лично Наталья Монева.
Следом объявили лучшую работу художника-постановщика – и снова на сцену вышел один из создателей «Конца прекрасной эпохи», на этот раз Валентин Гидулянов.
После небольшой музыкальной паузы на счету «Батальона» оказался еще один «Орел» - за лучшую женскую роль, причем с формулировкой «за побои». Статуэтку получила Мария Кожевникова, сыгравшая Наталью Татищеву. Со сцены она призналась, что съемки были нелегкими: за неделю до начала работ над батальными сценами актриса узнала о своей беременности. 26 января 2015 года, напомним, звезда стала мамой.
Третьей наградой фильма «Конец прекрасной эпохи» стала статуэтка за мужскую роль второго плана. Ее получил Дмитрий Астрахан, обошедший Евгения Цыганова и Яна Цапника. Актер в эмоциональном порыве признался, что чувствует себя перед другими номинантами неловко.
Когда на сцену вышел Андрей Мерзликин, настала череда объявить лучшую мужскую и женскую роль. После небольшого предупреждения о свирепствующей эпидемии гриппа первый приз получил Федор Бондарчук, исполнивший роль покойного авиаконструктора в «Призраке». Без наград стались Евгений Цыганов и Иван Колесников.
Лучшая женская роль осталась за Юлией Персильд, сыгравшей Людмилу Павличенко в «Битве за Севастополь». Со сцены актриса отметила, что ее главная мечта – чтобы война никогда не выходила за пределы экранов, а «добро» и «благородство» вновь стали не только словами.
После поздравления Андрея Мерзликина с Годом кино настал черед объявить лучшего сценариста. Им стал Александр Миндадзе, работавший над созданием картины «Милый Ханс, дорогой Петр».
Одна из престижнейших наград церемонии – «Орел» за лучшую режиссерскую работу – достался Станиславу Говорухину. Он отметил, что считает «Конец прекрасной эпохи» своей лучшей картиной, хоть он и успел создать их немало за 50 лет творческой карьеры.
Во время прочувствованного выступления Ларисы Долиной приглашенная художница нарисовала портрет Никиты Михалкова. На этом выдающемся фоне настоящий Никита Сергеевич взял ожидаемый приз за вклад в мировой кинематограф. Во время благодарственной речи он попросил всех, кто когда-либо с ним работал, встать, и поднявшийся зал переполнился аплодисментами.
Финальную номинацию «за лучший фильм» остался вручать уже сам Михалков. После волнительного открывания конверта он вызвал на сцену удивленную Анну Меликян, снявшую картину «Про любовь». Режиссер отметила «красивый ход» жюри и под всеобщее ликование получила «Золотого орла», на которого также претендовали «Битва за Севастополь», «Батальонъ», «Конец прекрасной эпохи» и «Милый Ханс, дорогой Петр». Напомним, на июньском «Кинотавре» лента Меликян о разнообразии любви также снискала высшую награду.
На этом 14-я церемония вручения премий Национальной Академии кинематографических искусств и наук России торжественно завершилась. Дата вручения «Золотых орлов» в 2017 году пока уточняется.
Текст: Наталия Галиулова
Фото: Геннадий Авраменко