Андрей Могучий: «С обстоятельствами нет смысла бороться, лучше использовать их энергию для движения вперед»
ОБ «АЛИСЕ» В БДТ
– Собственно, я и решил ставить «Алису» именно по причине ее созвучности моменту. Мне хотелось сделать спектакль о человеке, который потерял себя, о распадающемся мире, где порваны всяческие связи, причинно-следственные с одной стороны и человеческие – с другой. Передать свое ощущение распадающейся действительности, агрессивной в своем распаде.
ОБ ЭПОХЕ УДУШЕНИЯ
– Ощущение, что свободного воздуха становится меньше, у меня тоже есть. Происходят события, которые раньше были бы просто непредставимы. Люди с пещерными представлениями о театре, о культуре в целом начинают диктовать свои вкусы, ломать, крушить то, что не в силах понять. Это чудовищно. Наша задача – охранять «суверенные границы искусства». И не впасть при этом в истерику клаустрофобии от отсутствия воздуха. Любовь к отечеству – это, прежде всего, желание видеть свою страну просвещенной, свободной от предрассудков, тупости, зла и агрессии. В контексте истеричного массового желания ходить строем и петь хоровые песни во славу счастливого прошлого инакомыслие для меня – высочайшее проявление патриотизма.
О БОРЬБЕ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
– А зачем с ними бороться? Какой смысл? На обстоятельства лучше опираться, использовать их энергию для движения вперед. Когда я только-только пришел в БДТ, на одном мероприятии один батюшка, давний друг театра, отвел меня в сторонку и сказал шепотом: «Вы, Андрей, приняли в руки эстафетную палочку, ее до вас несли великие люди, это большая ответственность!» «Да, да», – дежурно кивал я в ответ. «А знаете, что такое эстафета?» «Ну…» – вежливо замычал я. «Эстафета, – подсказал батюшка, – это когда взял в руки палочку – и беги со всех ног, не оглядываясь».
(Ольга Егошина, «Новые известия», 01.02.16)