«Затмение»: Скандал, интрига, расследование **
Пресс-показ мистического триллера «Затмение» (Regression, Испания, Канада, 2015, режиссер Алехандро Аменабар, в ролях – Итан Хоук, Эмма Уотсон, Дэвид Тьюлис, Девон Бостик, Аарон Эшмор, Дейл Дикки) состоялся в кинотеатре «Формула кино на Лубянке» 25 января 2016 года. Выход ленты в широкий прокат намечен на 4 февраля.
Штат Миннесота. 1990 год. Фильм, как утверждает эпиграф, основан на реальных событиях. Первым же делом зрителю сообщают, что в отдельных штатах Америки процветают культы сатанистов, приносящих в жертву младенцев и гладящих черных котов. Страшно!
С другой стороны, в научном мире процветает так называемый регрессивный гипноз - спорный метод, с помощью которого можно «открыть запертую дверь» в подсознании и выпустить наружу воспоминания, которые человек пытается забыть. Не самые приятные, понятное дело.
Детектив Брюс Киннер (Итан Хоук) расследует дело об изнасиловании несовершеннолетней Анджелы Грей (Эмма Уотсон) ее собственным отцом. В ходе следствия с помощью профессора-гипнотизера (Дэвид Тьюлис) раскрываются леденящие душу подробности, включая людей в капюшонах, насилие над подростками, инцест, убийство и поедание младенцев, мяукающие котики – весь комплект ужасов из бульварной литературы. И это все не в одной только Миннесоте, а по всем Соединенным Штатам!
Зритель должен помнить, что пришел не на обычный третьесортный хоррор, а на картину, страшно сказать, самого Аменабара! Того самого, что поставил «Открой глаза» и «Других». Следовательно, где-то за углом зрителя ждет разворот на все 180 градусов, неожиданный и шокирующий.
«Затмение» (интересно, когда уже наши прокатчики прекратят давать фильмам столь банальные и незапоминающиеся названия?! Вопрос риторический) пытается балансировать на грани между сатанинской (а-ля «Ребенок Розмари») и полицейской драмой (у героя Итана Хоука явно большие психологические проблемы). В то же время режиссер довольно робко и неизобретательно, изо всех сил пытаясь удержаться в рамках заявленного рейтинга, намекает на то, что зритель вообще-то смотрит хоррор.
С третьей стороны, как выясняется уже ближе к финалу, режиссер, кажется, и вовсе снимал злободневную социальную сатиру на массовую истерику, подкармливаемую СМИ, - вот это, конечно, неожиданный поворот. Но во всех своих ипостасях «Затмение» терпит фиаско, из эмоций вызывая лишь зевоту.
На плаву эту проходную, несмотря на подпись Аменабара, картину держат лишь сравнительно хорошие актеры: Хоук, Уотсон и Тьюлис. Стоит ли их усилия 100 минут вашей жизни, решать вам. Что до Аменабара, то налицо регресс.
Денис Шлянцев, InterMedia