«Аэлла» - «Мания величия 30 лет спустя» *** (Слушать)
2015, CD Maximum
Молодая группа берёт дебютный альбом мэтров и полностью, дословно переигрывает и перепевает его - в отечественной музыке подобная практика совершенно не распространена, и «Аэлла» решила доказать, что зря. Коллектив, ведомый вокалисткой с пауэр-металлическим псевдонимом Тиллен Аверс, был известен в достаточно узких кругах и считалась этакой женской версией «Арии»/«Кипелова». Вместо того чтобы доказывать обратное, «Аэлла» взяла и представила собственный вариант альбома «Мания величия», записанный «Арией» в 1985 году и выпущенный в 1986-м. «Выпущенный» - это значит, что запись появилась на полуофициальных кассетах и распространялась через студии звукозаписи и меломанов-энтузиастов. Распространялась с некоторой осторожностью, ибо первые шаги советский хард-рок явно не относился к поддерживаемым государством жанрам. Могли и запретить-с. То, что не запретят, музыканты тогда не знали, поэтому дебютный альбом «Арии» тоже выглядел не вполне уверенной пробой пера. Да и состав из сегодняшнего дня кажется экзотичным: Кипелов, Холстинин, Грановский на басу, ныне покойный Покровский на клавишных и бэк-вокале (!), будущий барабанщик «Парка Горького» Львов на ударных, тексты Елина (кроме «Тореро», написанного Пушкиной), музыка Холстинина, Грановского и Покровского. Среди авторов обложки - покойный Василий Гаврилов.
Обложка упомянута не случайно: издали версию «Аэллы» можно перепутать с оригиналом, потому что они повторили не только трек-лист, мелодии и тексты, но и кавер-дизайн. Присмотревшись, вы заметите, что там написано не «Ария», а «Аэлла», но это единственное отличие. В музыкальном содержании отличий ещё меньше. Можно, конечно, приняться подробно сравнивать вокал Тиллен Аверс с вокалом Валерия Кипелова, но в этом большого смысла нет, потому что в этом случае придётся сравнивать неплохо поющую девушку с начинающим хард-роковым певцом, который на первом альбоме ещё не наработал ни уверенности, ни штампов. С этой точки зрения, «Аэлла» поступила очень мудро, взяв за основу альбома «Манию величия», а не лопающиеся от классических хитов отечественного металла «С кем ты?» или «Герой асфальта». Вот там дамская версия, возможно, смотрелась бы не всегда убедительно. А переделав «Манию величия», «Аэлла», во-первых, достойно отметила юбилей пластинки, а во-вторых, представило качество записи, недостижимое «Арией» в 1985 году. Обмануть время и перемастерить тот диск невозможно из-за утраты оригинала, поэтому «Аэлла» фактически своим трибьютом показала, как бы звучала «Ария»-1986, если бы все партии были прописаны как надо.
А на некоторые «арийские» песни благодаря этому альбому можно посмотреть незамыленным взглядом. Как Кипелов, испытывавший дефицит материала, взял с «Мании величия» единственную здесь композицию своего сочинения «Мечты» и сделал из неё актуальный трек, так и версии «Аэллы» раскрывают потенциал, например, «Бивней чёрных скал» и «Жизни задаром». Последний трек никогда в жизни не исполнялся «Арией» на концертах - «Аэлла» наконец-то исправит эту досадную недоработку. Кроме того, в девичьем исполнении наивность трека «Позади Америка» выглядит мило и органично, а «Это рок» - романтично и патетично. Ну и «Тореро» с «Волонтёром» Тиллен отнюдь не испортила.
Алексей Мажаев, InterMedia