Лиза Монеточка - «Психоделический клауд-рэп» **** (Слушать)
2016, SoundCloud
Последний раз я так смеялся над песнями, когда слушал «Лёгкую эротику» Фёдора Чистякова и группы «Ноль». Желание цитировать песенные тексты десятками строф меня тоже не посещало довольно давно. Кто не понял, тот поймёт. Монеточка - это екатеринбургская 11-классница по имени Лиза, поющая под фортепиано высоким, почти детским голоском не по годам взрослые тексты. Причём это не подражание каким-то взрослым поэтессам, из каковых подражаний обычно получается стыдное не пойми что. Вслушиваясь в стихи Монеточки, напротив, ловишь себя на мысли, что такой парадоксальный стёб мог бы сочинить какой-нибудь спившийся интеллигентский поэт в минуты то ли просветления, то ли, наоборот, тяжёлой абстиненции. При этом стёб сочетается в текстах Лизы со здравомыслием на грани цинизма, и всё это отличное владение словом, чувство языка и точное ориентирование в приметах времени приправлены очаровательной наивностью. В сетях «Психоделический клауд-рэп» активно обсуждают уже несколько дней, и звучала, в частности, мысль, что в уральскую школьницу вселился дух Егора Летова. Может, и вселился, да не один, а вместе с духом Ильи Кормильцева. Судя по интервью Монеточки, никто в неё не вселялся, потому что там она обычная, не вполне уверенная в себе 11-классница - но в творчестве она крепкий орешек с отличными перспективами, причём не только сольными: на месте секущих фишку исполнителей я бы уже заказал ей парочку текстов.
А можно и не заказывать, а брать из готовых. В дюжине песен дебютного альбома Монеточки есть хлёсткие фразы, слоганы и девизы (почти) на все случаи жизни. Вот на тему ухода подростков в виртуальный мир: «Когда здесь в интернете есть мои реальные друзяшки, в реальном мире я не очень, а тут я лапочка и няшка» («Я Лиза»). Важно иметь в виду, что фраза «я лапочка и няшка» почти ни в каком исполнении не имеет права на существование - но в Монеточкином имеет, и ещё как. «Русское искусство» должно чудовищно мотивировать начинающих поэтов: «Мне говорили, быть поэтом - это не просто, у них пустые кошельки и голодные глаза, мне говорили, что надо, пока не поздно, попробовать что-то другое, например, веб-дизайн. Но я прогнала их с кулаками и матами, ведь я круче Цветаевой и круче Ахматовой». А вот внезапный дисс «Г.Рубчинский», посвящённый коллекциям соответствующего модельера: «Красные носки-носочки, целые четыре пары, а не три, для кошерных ступней оболочки цвета догорающей зари. А теперь подумай, сколько дров, мог бы купить на эту сумму, для несчастных стариков, с которых он одежду снимает безумно».
Политические темы Монеточка затрагивает в песнях о любви («Самый клёвый анархо-коммунист») и семье. Тут вне конкуренции «Украинский вопрос»: «В нашей квартире царит погром, плед и ковёр сожжён, папа бежит на меня с топором, я на него с ножом», «на украинский вопрос ответ мы не находим уж много лет». Холодное оружие вообще занимает важное место в творчестве певицы: «Эта долька для котенка, эта долька для слоненка, эта долька для ежа — смерть легавым от ножа».
Песня про жизненный цикл лосося, песня от лица ржаного сухаря, четверостишие «ведь на лавочке сидел Жан-Поль Сартр и глядел правым глазом на меня, а левым в бренность бытия» - альбом готовит слушателю ещё массу открытий чудных. В том числе и с музыкальной точки зрения. Не то чтобы там были какие-то мелодические находки, но этот фортепианный минимализм невероятно адекватен точным Лизиным формулировкам.
Алексей Мажаев, InterMedia