Юрий Грымов: «Моя «Анна Каренина» — это как ностальгия по уходящему веку кино»
О СОВРЕМЕННОСТИ «АННЫ КАРЕНИНОЙ»
— Когда Толстой писал эту книгу, история была абсолютно современная, актуальная и очень интересная для тогдашних читателей. Почему же нас сегодняшних надо лишать такой возможности — взглянуть на героев и их чувства из нынешнего дня? Да, в нашем фильме это действительно современная, притом международная история. То, что случилось с героиней Льва Николаевича, близко и знакомо каждой женщине, не понаслышке знающей, что такое любовь. Отношения с мужем, любовником и детьми касаются абсолютно всех женщин, независимо от их вероисповедания, места проживания и эпохи, в которой их жизнь протекает. География съемок очень богатая — мы снимали и в Санкт-Петербурге, и на Сахалине, и на Филиппинах. Ну и в Москве, конечно же.
ОБ ИНТЕРЕСЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ ТОЛСТОГО
— За других не скажу. Что касается меня, то я, если заметили, давно интересуюсь классикой. Из пяти моих фильмов два сняты по известным литературным произведениям: «Му-му» по Тургеневу и «Казус Кукоцкого» по Улицкой (это ведь уже тоже классика, только современная). Давно хотел экранизировать Толстого. Думал и о «Войне и мире», но для театра — и написал пьесу. Правда, пока с точки зрения финансов этот проект осуществить весьма сложно, но, может, в дальнейшем получится.
О СВОЕМ ПОНИМАНИИ «АННЫ КАРЕНИНОЙ»
— Постараюсь сформулировать его в краткой и простой форме: Анна, безусловно, неправа. И я хочу показать это наглядно. Ей нужно было разбираться не с мужчинами, а прежде всего с собой. И, конечно же, не дело кончать жизнь самоубийством. Не говоря уж о том, что это грех и что двое детей оставлены без матери, думаю, что ни один мужчина не достоин того, чтобы из-за него женщина лишала себя жизни. Но ведь у Карениной целый воз и иных проблем. Вспомним о том, например, что в романе говорится о ее увлечении опиумом, о депрессиях...
О КАРТИНЕ В ЦЕЛОМ
— Наша картина по большей части о страстях. Ее полное название — «Интимный дневник Анны Карениной». Считаю, что фильм не должен быть прямым подстрочником. Литература — это литература, кино — это кино. Людмила Улицкая мне говорила, когда я снимал ее «Казус Кукоцкого»: «Я книжку уже написала, все уже сделала. А ты снимаешь фильм». Абсолютно правильная позиция. Кино — это мой пересказ, мое проживание этой темы и художественное осмысление нашей жизни. Ведь у Толстого само ощущение времени было совершенно иным. Известна его знаменательная фраза. Узнав, что поезд из Петербурга в Москву будет идти быстрее и прибывать часа на два раньше, граф очень удивился: «А что делать с этими двумя часами?» Интересно, что сказал бы Лев Николаевич, садясь в «Сапсан»...
Из 17 существующих экранизаций «Анны Карениной» я, наверное, видел с десяток. Естественно, моя любимая — с Татьяной Самойловой. Считаю, что этот черно-белый фильм лучше любого американского. Но у меня сегодня совершенно другое видение этой истории. Конечно, можно было бы сделать из «Анны Карениной» телефильм. Но для этого понадобилось бы минимум 14 серий. А я хотел снять именно современную полнометражную картину, не очень длинную — на час сорок. Как своеобразный реверанс искусству кино, которому, кстати, президентским решением посвящен наступивший год. Отечественное кино ведь исчезает, мы же видим, что происходит (телевизионные фильмы — не в счет). Классическое кино осталось в ХХ веке. Для меня это печально. И я рад, что успел в нем что-то сделать, высказать, засветиться. А XXI век — это время уже не кино, а иных информационных технологий. Моя «Анна Каренина» — это как ностальгия по уходящему веку кино. Но по технологиям это уже фильм XXI века. Кстати, музыку и стихи для картины написала Диана Арбенина, сама же она поет эти композиции. Саундтрек к «Анне Карениной» вошел в ее новый альбом, который выходит на днях.
(Елена Губайдуллина, «Труд», 07.02.16)