«Да здравствует Цезарь!»: Искусство, а не орудие капитализма *****

Пресс-показ комедийной драмы братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!», снятой по их собственному сценарию, состоялся в кинотеатре Формула Кино Сити 9 февраля 2016 года. Главные роли исполнили Джош Бролин, Джордж Клуни, Олден Эренрайк, Рэйф Файнс, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Ченнинг Татум, Джона Хилл, Кристофер Ламберт. В широкий прокат картина выходит 3 марта 2016 года, ей присвоен возрастной рейтинг «18+».

Эдди Мэнникс возглавляет отдел по производству фильмов в голливудской студии Capitol Pictures и помогает звездам выпутываться из различных щекотливых ситуаций. Его цель – не дать репортерам пронюхать что-либо и раздуть скандал. Эдди постоянно приходится разгребать проблемы, образующиеся из-за въедливых журналистов, бездарных актеров, любовных интриг и даже коммунистов. Но главной проблемой оказывается исчезновение со съемочной площадки звезды фильма «Да здравствует Цезарь!» Брэда Уитлока. Таинственная организация, называющая себя «Будущее», оставляет записку с требованием о выкупе. Теперь Мэнникс должен найти своего актера так, чтобы никто не заподозрил, что тот вообще пропадал.

Братьев Коэнов представлять не нужно, их триллеры и черные комедии «Фарго», «Большой Лебовски», «После прочтения сжечь» и «Старикам тут не место» были оценены критиками и даже Американской киноакадемией выше всех похвал. После того, как 2013 году дуэт неожиданно решился на жанровый эксперимент - музыкальную драму «Внутри Льюина Дэвиса» - стало понятно, что от братьев впору ждать и других сюрпризов.

Фильмы Коэнов славятся запоминающимися харизматичными персонажами и диалогами, способными разойтись на цитаты. Наверняка все помнят знаменитое «Смоки, тут не Вьетнам. Это боулинг. Здесь есть правила», хотя, готовы поспорить, преданные поклонники считают, что в фильме есть и более запоминающиеся фразы. В картине «Да здравствует Цезарь!» персонажей сделали ничуть не бледнее, чем в остальных работах. Даже если в кадре нужен предельно плоский герой, такой как, например, классический персонаж вестерна, то у Коэнов он окажется настолько плоским, что о края можно будет порезаться, а двухмерная поверхность весь фильм будет сиять как зеркало в лучах прожекторов, расцвечивая все вокруг. В результате такого доведения до критической точки (а порой и до абсурда) всего и вся, у зрителя невольно закрадывается ощущение, что Голливуд – и правда страна чудес.

Неизбежны сравнения ленты «Да здравствует Цезарь!» с другой оскароносной работой – «Бердмэном». И тут, и там основное действие происходит в кулуарах, но если фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту повествует о театральных нравах и закулисье, то Коэны, соответственно, рассказывают про закулисье киношное. Но есть между этими картинами и более существенное отличие. Если в «Бердмэне» главный герой в меланхолической манере размышлял о том, может ли взлететь, как герой комиксов, и что для него роль, а что – жизнь, то герои «Цезаря» уже давно летают на бешеной скорости, лишь изредка глядя вниз на своего зрителя. Кинематограф задал совсем другой темп жизни, нежели задавал театр, это только подчеркивается тем, что контролировать теперь приходится сразу несколько постановок. Создав это бешеное и комичное переплетение многочисленных сюжетных линий, в которых роли и жизни плавно перетекают друг в друга, братья Коэны словно решили задаться вопросом, что же будет там, после постмодернизма.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости