Сергей Шнуров: «Феномен наших «лабутенов» в том, что это современное искусство, которое задействует все»
ПОЧЕМУ РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ В ПЕСНЯХ С МУЖСКОЙ ТЕМОЙ?
— Жизнь не стоит на месте. Дело в том, что в мужском мире наступило время простоты. Слоган «будь проще» бесконечно можно услышать. А у женщин наоборот стало — «будь сложнее». Сложный мир, он гораздо интереснее простого. Хотя в простом, конечно, тоже можно что-то поискать.
ОБ ОБРАЗЕ МУЖИКА В ТРЕНИКАХ С ПАПИРОСОЙ
— Да вся Россия немножко удалилась от этого образа. Я уже давным-давно не встречаю у углового магазина стайку алкоголиков. Их уже нет лет пять, они вымерли. И тренировочные штаны с оттянутыми коленками — это образ из вчерашнего дня. Это ретроспективизм, извиняюсь, а не мужчина.
О СВОИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ
— Да, я давеча давал интервью и высказывался довольно остро. Но меня политика не интересует. Меня интересуют люди, что происходит в их головах. Все изменения — в людях.
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
— Я бы хотел, чтобы у меня был тренажерный зал дома, но его нет. И против отжиманий я никогда не выступал — милое дело! Это и пьяный можешь делать. А на руках по пьяни побороться — мы этим занимались с младых ногтей. Это не оторванность от какого-то мифического образа. Этот образ существует в головах людей, которые не особенно следят за тем, что происходит. Пишут мне: «Привет, что-то давно не было новых песен!» Ну, [блин], есть такие люди, что ты сделаешь. Я вообще люблю соответствия. И совершенно глупо бы смотрелось, если бы во мне присутствовал вот этот молодецкий нигилизм, который был в 25 лет. Простите, но мне 42. Если я по-прежнему исповедую вот это все, значит, я идиот.
ОБ АЛКОГОЛЕ
— В 1999 году, когда мы сидели вместе с Владимиром Сорокиным (писателем) в кафе, я ему сказал: «Мне кажется, я спиваюсь». На что он мне ответил: «Сергей, вы не можете спиться, потому что больны совершенно другим наркотиком. Называется «искусство». Спиться вам нереально!» И я с утроенной силой начал пить.
ИСПОЛЬЗУЮТ ЛИ МАТ НАЗЛО ЗАПРЕТУ?
— Назло мы никогда ничего не делали. Можно делать вопреки, а назло — это глупо. То, что мы на Первом канале, — это уже вопреки. Любые акции возможны при наличии прямого эфира. Так ты можешь, конечно, устроить любой акционизм, но это, [блин], потом никуда не войдет. И к чему эти старания?
ЧТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ РОК-Н-РОЛЛУ И ПОПСЕ?
— Все стремится к слиянию, должен быть синтез искусств. Как я уже не единожды говорил, рано или поздно все это станет китайским цирком. Чем больше синкретизма — кстати, когда-то рэп использовал и симфоническую музыку, и чужие лупы — тем лучше. Феномен наших «лабутенов» можно объяснить как раз тем, что это и есть то самое современное искусство, которое задействует все.
О СВОИХ ТАЛАНТАХ
— Для того чтобы не допускать такие мысли, достаточно всего один раз сходить в Мариинку. И все тебе понятно про себя как про композитора. А если ты вдруг, [блин], подумал, что ты [очень хороший] художник, посмотри, пожалуйста, на Микеланджело. Если ты вообразил себя великим поэтом, достаточно открыть Кирсанова и понять, что и с поэзией в общем-то у тебя никак. А если ты [очень хороший] писатель, прочитай — ну, не знаю, да хоть Лескова!
(Сергей Ефимов, «Телепрограмма», 10.02.16)