«Трамбо»: Добро пожаловать в черный список! ***
Пресс-показ биографической драмы «Трамбо» (Trumbo, США, 2015, режиссер Джей Роуч, в ролях – Брайан Крэнстон, Дайан Лэйн, Хелен Миррен, Майкл Стулбарг, Джон Гец, Лаура Флэннери, Джон Гудман) состоялся 11 февраля 2016 года в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой». Премьера ленты в широком прокате намечена на 18 февраля.
В 1947 году Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон), один из самых талантливых голливудских сценаристов и член коммунистической партии поплатился за свои политические симпатии. Он попал в черный список фабрики грез, затем - в тюрьму (отказ от дачи показаний против невиновных людей во время работы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности), его друзья отреклись от него, а семье осталось только героически справляться со всеми невзгодами.
При всем при этом Трамбо не мог не творить, а голливудские воротилы не могли не заказывать у него сценарии. Так появились «Вор», «Храбрец» и знаменитые «Римские каникулы», в титрах которых значится совсем другой человек («Оскар» за них в 90-е получила вдова Трамбо). Только смелость Кирка Дугласа («Спартак») и Отто Преминджера («Исход»), рискнувших поставить имя сценариста в титры, прекратила эту бессмысленную и беспощадную охоту на ведьм.
«Трамбо» - интригующий урок истории, однако осмысление этого периода (маккартизм) требует, как минимум, сериала HBO. В фильме показаны не только муки творчества первостатейного сценариста, абсурд борьбы с «красной угрозой», но и лицемерие и двуличие голливудской тусовки.
Впрочем, по какой-то непонятной причине картина лишена драйва, скупа на эмоции и вообще, что довольно странно, выигрывает в кратком пересказе. Это не очень удивительно, если вспомнить предыдущие работы режиссера Роуча – комедии «Знакомство с родителями» и «Знакомство с Факерами».
Номинированный на «Оскар» за главную роль Крэнстон (фанаты сериала «Во все тяжкие» будут в восторге) на самом деле играет довольно сдержанно; настоящими героями «Трамбо» стали Хелен Миррен в роли злобной и мстительной журналистки, заведующей сплетнями, и Джон Гудман – продюсер «фильмов категории Б», поставивший сценарии Трамбо на конвейер.
Есть какая-то определенная ирония в том, что биография настолько великого сценариста, что без него не могли обойтись ни Дуглас, ни Преминджер (Кубрик – мог, Кубрику сценарий «Спартака» не понравился), рассказана настолько скучно, посредственно и как-то поверхностно. В биографии Трамбо осталось столько всего любопытного, о чем по касательной упомянул автор, что из этих пунктиров никак не получается составить реального трехмерного интересного персонажа, которым он, несомненно, являлся.
Артем Мельников, InterMedia