«Валерий Ободзинский. И ты простишь мне мой побег» *** (Видео)
Документальный фильм Ирины Голубевой (ТК «Останкино», 2016) был показан Первым каналом 13 февраля 2016 года.
Сериал «Эти глаза напротив» оставил некоторые вопросы - и через день после его окончания вещатель показал свежий документальный фильм про Валерия Ободзинского. Можно было, конечно, устроить какое-нибудь ток-шоу, где бывшие жёны исполнителя горячо доказывали бы в эфире, что всё было не так, как показано в фильме. Но вместо этого было найдено более изящное и миролюбивое решение. Как известно, от Ободзинского почти не осталось телевизионных записей - они были смыты по чиновничьему распоряжению. Недостаток видеоматериалов создатели документалки компенсировали кадрами из только что прошедшего сериала: по задумке, они иллюстрируют рассказанное. При этом они иногда ему ощутимо противоречат, что придаёт документалке дополнительный объём, вероятно, даже не запланированный авторами. Когда исполнитель главной роли в сериале «Эти глаза напротив» Алексей Барабаш вальяжно рассуждает о жизненных ошибках Валерия Ободзинского, а потом показывают фото певца и включают его фонограммы, становится очевиден масштаб личности и ошибок этой личности - то есть то, что в сериале убедительно показать не удалось. Таким образом, документалка, снятая будто бы в поддержку сериала, по сути его жёстко критикует.
В «И ты простишь мне мой побег» слабым местом выглядят кое-где выглядит авторский текст - особенно если он не подтверждён видеосвидетельствами или репликами очевидцев. Впрочем, цитаты родных и знакомых это вполне компенсируют. Создатели ленты подробно пообщались и с первой женой Ободзинского Нэлей, и с дочерьми Анжелой и Валерией, и с Анной Есениной, которая «нашла» певца на галстучной фабрике, где он работал сторожем, и убедила вернуться на эстраду, пусть и ненадолго. Сравнение Нэли и Анны, их манеры и лексикон многое объяснят пытливому телезрителю относительно последних лет жизни Валерия Ободзинского. Кстати, видеозаписи того времени в основном сохранились, и можно своими глазами увидеть, как к финалу он потерял всё, кроме голоса и сложного характера. Это тоже один из самых сильных моментов документального фильма.
Весьма примечательны и реплики коллег Ободзинского. Так, хитроумные монтажёры сталкивают рядом мнения Иосифа Кобзона, который удивляется тому, что рядом с Валерой в сложный период не оказалось авторитетного человека, и Юрия Антонова, считающего, что Ободзинского спасать не надо было, ибо каждый сам за себя. Геннадий Хазанов, Лев Лещенко и Георгий Мамиконов, как могли, старались объяснить, что же такого «несоветского» было в манере певца - но, боюсь, для зрителя XXI века это уже исторические дебри. А вот концертные фото Ободзинского говорят о природе его успеха больше, чем все восемь серий «Глаз»: в сериале сплошная самоуверенность, а на снимках - искренняя любовь к публике пополам с амбициозностью. Сложный, но убойный рецепт.
Алексей Мажаев, InterMedia