Олег Митяев: «О выходе на пенсию я мечтал со второго класса»

О ПЕНСИИ

— Это событие, о котором я мечтал со второго класса (улыбается). Это же здорово: на работу ходить не надо, на учебу тоже, деньги платят, делай что хочешь — хоть на рыбалку, хоть в кино. Слава богу, пенсионный возраст в России не изменили, так что 19 февраля моя мечта сбудется.

О СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ

— Недавно смотрел передачу про семейную жизнь классиков — там были те же самые проблемы. Жить вместе — большое искусство. Дай бог, чтобы на протяжении времени амбиции исчезали и разногласий было меньше. Стараемся (улыбается).

УСПЕВАЕТ ЛИ ВИДЕТЬСЯ С ДЕТЬМИ И ВНУКАМИ?

— Сложно. Но объезжаю их по возможности. Когда гастроли или свободное время выдалось. Вообще передвигаться по стране — большое дело! Матушка мне говорила: «Поезжай в Иваново — там у тебя дед похоронен». Это ее отец. Он воевал, умер в госпитале под Ивановом, получив тяжелые ранения, в 1943 году. И вот благодаря профессии я оказался там! Приехал с концертом, а потом привез и детей туда, на кладбище в деревне Балино. Помню, был жаркий день, я тащил их по проселкам, они не понимали, зачем мы туда идем. Кладбище оказалось крайне ухоженным! Как в американских фильмах, знаете? Чистота, травка, обелиски вровень. Но это летом. А сам я впервые оказался там зимой, и надгробные плиты припорошило снегом. Я разгреб обелисков 150, после чего пошел в администрацию и говорю: «Вы бы хоть участки пронумеровали! Схему сделали. Как людям понять, где лежат их родственники?» А они говорят: «За 15 лет вы — единственный, кто приехал». А ведь тогда в Иваново в госпиталь свозили раненых со всей страны. Грустная тема.

О ВЛИЯНИИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ НА ОБЩЕСТВО

— Даже не представляю. Когда грянула перестройка и все пошатнулось, непонятно было, что делать. И все повернулись к Окуджаве как к камертону. Потому что все знали, что он не соврет. Это привилегия настоящего поэта. Он не может врать и не смолчит. Проблема в том, что сегодня… Не уверен, что подобное возможно. Вера, надежда и любовь, которые проповедовал Окуджава, — не государственная политика. Недавно я посмотрел фильм новосибирского документалиста Павла Головкина «Темное небо, белые облака». Так вот, это потрясающая работа! Фильм о детской киностудии «Поиск», где ребятишки создают прекрасные мультфильмы. Это то, о чем я долблю многие годы, и есть наша национальная идея — образование и воспитание детей.

ПОЧЕМУ НЕ ПИШЕТ НА ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ТЕМЫ

— Если бы я знал, про кого и про что надо рубануть, куда ударить, кто подонок, а кто герой, то рубанул бы. Но как разобрать? Информации много, но как выяснить, где правда? Про одного и того же человека и хорошо, и плохо. И кому верить? А казалось, что при наличии интернета стало невозможно соврать. Я много говорил с Эльдаром Рязановым и Петром Тодоровским на эти темы. Они отмечали, что все вокруг плохо. И я спрашивал: «А как сделать, чтобы было хорошо? Расскажите, покажите, куда идти». Безмолвствовали.

О ТЕЛЕПРОЕКТАХ

— (Машет рукой.) Ой, даже говорить не о чем. Вот у них есть фраза на все времена: «Это бизнес». Как будто это что-то объясняет! Отсутствие вкуса, национальной идеи, мысли. Простой пример. На одном из каналов, когда оставалось 30 секунд до начала следующей передачи, лучшие современные поэты читали свои стихи. В бросовое время! То есть это единственная для них возможность. Позорище.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ?

— Нашли Вангу! (Смеется.) Никогда не брал на себя ответственность предсказывать будущее. Более того, я никогда не хотел забираться на трибуну и вещать оттуда.

ЧЕМ ЗАЙМЕТСЯ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ?

— Надеюсь, что в целом все останется, как и есть. Просто пенсия — это одна из мечт. А у меня их целый список, и напротив почти каждой есть цена. Кто-то всегда может помочь с их исполнением — купить автобус детишкам нашего лицея, к примеру. За что им огромное спасибо.

(Егор Арефьев, «Телепрограмма», 16.02.16)

Последние новости